По народным традициям


Ирина Ялунина, директор Голубковского музея

У каждого музея своя история, своё лицо, свой порядок проведения экскурсий, свой стиль и свой, как принято говорить, имидж. На территории Алапаевского района (включая город) музеев ― областного и муниципального подчинения, а также школьных и ведомственных ― настолько много, что специалисты между собой окрестили нашу территорию «музейной республикой». О своеобразном облике каждого музея мы постараемся рассказать в новой рубрике нашей газеты.

Сельские музеи во многом похожи между собой, что принципиально их отличает от городских. На содержание фондов и коллекций сельских музеев влияет местное население, которое зачастую становится единственным их пополнителем. Но при всей похожести, каждый из этих музеев так или иначе имеет свою специфику, своё направление работы.

Они могут быть краеведческие, исторические или этнографические, как, например, музей села Голубковского. Этнос, который представляет Голубковский музей — это коренные жители нашего района, то есть русские, с их народной культурой, представленной в виде реконструкции обрядовой и бытовой стороны жизни селян.

Голубковский историко-этнографический музей не так давно переехал в новое двухэтажное здание, которое он делит вместе с детским садом. Переехав со всеми экспозициями и фондами, музейным работникам пришлось буквально «подгонять» помещения под необходимый вид. Согласитесь, разместить обстановку русской избы с печью и утварью в бывшей детской комнате не так-то просто. А здесь ― экспозиции представляют даже не столько интерьер, сколько тот или иной народный обычай.

Филейные скатерти

НЕВЕСТУ ПО СУНДУКАМ ВЫБИРАЛИ

Например, мы заходим в комнату, экспозиция которой рассказывает о свадебном обряде. Здесь, как и положено в музее, соседствуют «свадебная горка» сундуков конца XIX века, в которых невесты хранили своё приданое, с буфетом, наполненным предметами, которые дарили молодожёнам в период Великой Отечественной войны, со свадебными платьями последней трети XX века. Правда, есть и так называемые венчальные платья «наших бабушек» — из домотканого полотна, сшитые специально «под венец» в домашних условиях в первой половине XX века.

МАСЛО ПО КЛЕЙМУ ВЫБИРАЛИ

Экспозиция, рассказывающая о быте русской сельской женщины конечно же включает в себя печь и кухонную утварь, например, ручную маслобойку и деревянный сепаратор (инструмент для отделения сметаны от молока). Есть и формы для изготовления сливочного масла ― каждая семья, возившая продукцию на базар, имела своё неповторимое клеймо. По нему легко определяли производителя. Дерево настолько сильно впитывает запахи, что формы до сих пор пахнут сливочным (заметьте, не прогорклым, а словно свежим) маслом.

На таком станке половики можно сделать и сегодня

ПОЛОВИКИ НА СТАНКАХ ПРЯЛИ

Вот чем по праву может гордиться Голубковский музей, так это самой большой коллекцией филейных скатертей! Тонкие, тяжёлые, с бахромой ― их раскладывали только по праздникам и для дорогих гостей.
В связи с этим в музее рассказывают о вышивке, способах обработки льна, прядении, ткачестве, отбеливании готового льняного полотна. И даже об изготовлении длинных половиков-дорожек, которые и сейчас можно встретить в некоторых старых домах.

Интересно, что работа ткача была очень трудоёмкой. Например, на изготовление половика длиной 50 метров требовалось проводить у станка по 12―15 часов ежедневно в течение трёх месяцев.

Настоящим чудом можно назвать находящиеся в музее действующие ткацкие станки. На одном ткут льняное полотно, на другом ― половики. Хоть и шли для половиков старые хлопчатобумажные тряпки, но сделаны они были так качественно, что сносу им не было в течение долгих лет.

«СВОИ» ПО ПОЛОТЕНЦУ

Много в музее и расшитых обрядовых полотенец, в которых каждый элемент рисунка ― это символ с заданным смыслом. Например, вышитые распустившиеся цветы ― выросшие дети, нераспустившиеся ― умершие в раннем детстве. Красный цвет рисунка ― символ счастливой жизни, чёрный ― несчастной.

Существовал обычай вышивать на полотенце символ рода. Отправляясь в дальнюю сторонку, например, на армейскую службу, которая продолжалась 25 лет, крестьянин брал с собой полотенце. Угощая хлебом-солью попутчика, он обязательно разворачивал полотенце. Часто по полотенцу, точнее, по рисунку, определяли «своего» или «чужого». Бывало, что родственники таким образом узнавали друг друга.

Старинные часы уже не ходят

Умение «читать» рисунок, вышитый на полотенце, сейчас большая редкость. Дело в том, что «шифр», как и наука дешифровки, потеряны. Лишь некоторые фрагменты удаётся «прочитать», но рассказать всё, что было зашифровано в полотенце, могут лишь немногие. Только те люди, которым подобное умение передавалось по наследству от бабушек-мастериц.

ОРУЖИЕ ЕРМАКА

Интересна экспозиция, рассказывающая о кузнечном и скорняжном деле. Есть и кожаная обувь, и лапти, и онучи ― детские и взрослые. Кстати, лапти были хоть и самой дешёвой, но и самой ноской обувью: одну пару можно было износить за четыре дня, а можно ― и за несколько месяцев, всё зависело от погодных условий. Дело в том, что лыковые лапти совершенно не терпят влаги ― разваливаются.

Самый старый экспонат музея ― кистень ― боевое оружие времён покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Она представляет собой увесистый чугунный шарик с шипами на цепочке. Кистень принесли в музей школьники, которые нашли ее в развалинах дома.

Конечно, только этими залами экспозиция музея не ограничивается. Есть ещё выставка настенных часов разных лет, школьного класса с партами, чернильницами и ведомостями по успеваемости за 1933 год, портретами советских вождей, старыми церковными сосудами и т.д. Здесь одно время соседствует с другим.

История оживает и в словах экскурсовода, и в тематических экскурсиях, во время которых бывают задействованы музейные экспонаты. Голубковский историко-этнографический музей активно сотрудничает не только с сельской школой, но и с турагентствами г. Екатеринбурга, которые предпочитают привозить группы именно на «деятельные» экскурсии, во время которых можно не только послушать, но и стать участником народных праздников и обрядов.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото Кирилла ЧЕРНЫШОВА