Вестник праздника


Символ праздника, символ нашего города — какой же он? Памятные алапаевские места, почётные жители города, получившие награды, молодожёны, новорождённые… Всё это неотъемлемая часть торжества, но не символ. Символ — это бренд нашей территории, без которого невозможно представить празднество. Стоит его лишь обозначить, как сразу появляется приподнятое настроение. Одновременно торжественный и яркий, узнаваемый и любимый горожанами. Таковым мы сегодня, накануне Дня города, называем духовой оркестр Детской школы искусств имени Петра Ильича Чайковского. Его марши каждый возвещают нам, что близится праздник.

Справка «АИ»

Духовой оркестр ДШИ им. П.И. Чайковского был образован в 1975 году. Его бессменным художественным руководителем является заслуженный работник культуры РФ Сергей Дмитриевич Стяжкин.

Духовой оркестр — трижды лауреат Всеросийского конкурса «Уральские фанфары», лауреат международного конкурса «Салют, Победа!» (Волгоград), обладатель Гран-при областного конкурса оркестров, обладатель Гран-при XXI Всероссийского конкурса-фестиваля духовых оркестров «Уральские фанфары» (Челябинск), лауреат I, II, III, VI Открытого межрегионального фестиваля церемониальной культуры, барабанщиков и мажореток «Прикамские звёзды» (Краснокамск), лауреат областных и городских конкурсов и фестивалей.

В 2001 году получил звание образцового коллектива. В основном составе 36 человек, в подготовительном — 22.

Выступление духового оркестра школы искусств — всегда зрелище. Ведь это не просто живая инструментальная музыка, но и костюмы, слаженные действия, улыбки и взгляды… Смотришь и понимаешь: оркестр — как живой организм, где у каждого есть своё место.

Как достигли такого уровня алапаевские музыканты? Об этом мы решили поговорить с основателем и руководителем духового оркестра, директором ДШИ и депутатом городской Думы, авторитетным и интеллигентным человеком Сергеем Дмитриевичем Стяжкиным.

— Наши ребята уже не просто ученики, а зрелые музыканты. Каждый раз, как мы собираемся в поездку, они так основательно готовятся, самостоятельно грузят в автобус инструменты, одежду, реквизит, рассаживаются по своим местам. И мы едем на гастроли, — с мягкой улыбкой начинает рассказ Сергей Дмитриевич.

— Гастроли?

— Да, гастроли — я не побоюсь этого слова. Возьмите хотя бы текущий год. В Новоуральске мы получили диплом лауреата первой степени. Выезжали на праздник в Тавду, Нижний Тагил. В Краснокамске приняли участие в юбилейном фестивале церемориальной культуры, барабанщиков и мажореток. Когда-то его организаторы увидели в Интернете наши фотографии и поспешили пригласить оркестр, специально прислали автобус из Перми. Великолепное зрелище — съезжаются барабанщики со всей страны. Костюмы, дефиле, барабанная игра!

Кстати, именно «Прикамские звёзды» побудили нас заниматься дефиле — это было непременным условием фестиваля. То есть музыканты одновременно играют и перестраиваются в различные фигуры. Мы подготовились за три недели. Нужно отметить, что наши ребята очень мобильные и удивительно способные, гибкие — настолько быстро всё схватывают! Они необычайно талантливы, и поэтому мне интересно заниматься с детьми творчеством. Из учеников они превращаются в соавторов — предлагают репертуар, трактовку. Это говорит о том, что ребята шагнули на новую ступень творчества и стали профессионалами. Вот таким образом построено обучение в нашей школе.

— Сергей Дмитриевич, думаю, необходимо затронуть историю возникновения оркестра, а также духового отделения. Ведь именно вы его образовали?

— Да, духовое отделение образовалось в 1974 году, когда на работу пришёл я и Борис Михайлович Пырин — мы начинали вместе.

— Перед вами изначально была поставлена такая задача — организовать духовое отделение и оркестр?

— Тогда преподавались отдельные духовые инструменты, но системного обучения как такового не было. Я пришёл из армии и переехал к своей супруге Любови Игнатьевне в Алапаевск, пришёл в школу устраиваться на работу. Но директор сказал, что такое отделение будет бесперспективным. Вскоре директор сменился, и вот тогда Вера Петровна Доронина — человек, сделавший очень много для культуры города Алапаевска — приняла меня на работу.

Приходилось много трудиться. Я ходил по школам с инструментами, убеждал: вот, ребята, давайте будем играть. Полкласса соглашались, а в итоге в школу приходили два человека, — Сергей Дмитриевич добродушно смеётся. — А имидж-то какой был! В то время духовые оркестры играли на демонстрациях да похоронах. Причём на похоронах чаще, чем на концертной эстраде.

С первого выпуска закончили школу только два духовика. Текучесть — обычное дело. Да и мы были молодые, сразу после училища — мало опыта. Но жажда творчества всё же присутствовала.

Оркестр организовался примерно через год — в 1975-м. Прекрасно помню время, когда выезжали на первые конкурсы. Было много интересного и весёлого. И с каждым годом, с каждым новым набором оркестр поднимался на следующую планку.

Помню, что в 70-х годах Раиса Васильевна Новикова, учитель начальных классов школы №1, с нами хорошо дружила. И целыми классами вела к нам ребят. Так и говорила: «Сергей Дмитриевич, у меня столько-то мальчиков!». И действительно ребята приходили. В школе организовывали праздники, концерты, чтения — всё-всё-всё! Детям это нравилось: их сверстники видели — они делают то, что не делают все. Да и потом, духовой оркестр не только звук, но и зрелищность. Всё это давало музыкантам стимул для роста.

Переломным стал момент первого выпуска. Мне было очень непросто. И многие из руководителей духовых оркестров этот период не перешагивают. Потому что ты ещё слышишь вчерашнее звучание оркестра, а сегодня пришли новые ребята — и опять приходится начинать всё сначала. Но такова система образования: школа выпускает детей — подготовленных музыкантов, которые только начали играть, только начали соображать.

— Кажется, это ваша особая педагогическая стратегия — участие во всевозможных конкурсах и публичных выступлениях?

— Конечно! Каждый раз с конкурса ребёнок приезжает совершенно другим. Потому что он послушал своих сверстников и дал оценку своей работе.

Ещё одно направление оркестра — участие в общественно-политической жизни: демонстрации, спортивные мероприятия… И вот уже более десятка лет мы ежесубботно играем на площади Победы. У нас есть свои слушатели.

Было и такое. Один знакомый говорит: «Наработался в саду, еле ноги волочу. А тут вас послушаешь, так хоть снова в сад возвращайся». Да, ребятами восхищаются, говорят, что они молодцы.

— Оркестр — это особая форма взаимодействия, особая психология…

— Да, коллективное музицирование! Понимаете, когда играешь в оркестре, появляется ощущение силы, совместного творческого деяния. А какое звучание! Звук приобретает массу, объём, колоритность.

Оркестр — это вершина в системе воспитания музыканта. Здесь ребёнок учится слушать других.

— Как ребята находят своё место в оркестре?

— Сначала учим всех играть на наиболее лёгком инструменте — флейте. Так определяются возможности ребёнка, его музыкальные способности. Затем уже рекомендуем инструмент.

Часов в школе немного, и так можно выучить за год до восьми произведений в год. Можно отточить их исполнение, съездить на конкурс, получить лауреатский диплом и уйти спокойно на каникулы. Но мы ставим перед собой другую цель — создать дееспособный, профессиональный творческий коллектив. Сейчас в нашем репертуаре около 60 произведений, и музыканты уже читают ноты как газеты.

Вот уже пятый год при школе действует оздоровительный лагерь. И надо отдать должное энтузиастам-педагогам, которые занимаются с учениками в свой отпуск. Это я, моя супруга Любовь Игнатьевна, Светлана Игнатьевна Дорикова, Александр Николаевич Лисицын. Активное участие в жизни оркестра принимает Ирина Рудольфовна Пырина.

Ребята с удовольствием проводят здесь время. Ведь они уже «заражены» этим профессиональным «вирусом». В оркестре играет много лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Став выпускниками, они очень востребованы — нашу школу признают везде.

— Сергей Дмитриевич, чувствуется, что оркестр постепенно меняет свой репертуар.

— Оркестр проходит определённые этапы в своём развитии. Да, раньше мы играли в основном маршевую музыку — она всё-таки полегче. А сейчас переходим к эстрадно-джазовой. Это востребованное направление, нравится и самим детям, и слушателям.

— Нельзя обойти стороной вашу узнаваемую черту — форменную одежду. Расскажите, как вы пришли к такому варианту?

— Здесь нужно отдать должное заведующей художественным отделением школы Марии Лордовне Гневановой, которая занималась разработкой дизайна костюмов. Их было несколько. Со временем получился такой гусарский вариант. Очень удачный — парадный и яркий. Где бы ни были на фестивалях, наши костюмы всегда производят отличное впечатление. И потом все телекамеры бегут за нами! — вновь шутит руководитель оркестра.

— Сергей Дмитриевич, напоследок вопрос в преддверии праздника Дня города. Что бы вы пожелали горожанам?

— Мне приходится слышать об Алапаевске много негатива, особенно от молодёжи. И поэтому я всегда говорю своим выпускникам: не забывайте своих корней, не забывайте, откуда вы пришли. Ведь вы, такие умные, красивые и талантливые, выросли именно на этой земле.

И не забудьте о своём долге. Вот как родителям нужно отдать долг, так и родному городу. Где бы ты ни был, оглянись назад. Если у тебя есть возможность, помоги — любым делом, рекламой, деньгами, добрым словом, приездом… Ты обязан городу помогать! Ведь это наш дом, наш общий дом. И что в нём происходит, зависит только от нас.

Беседовала Маргарита ИВАНОВА
Фото автора, В. КАЙНОВА, а также из архива ДШИ