Горницас ткацкими станками


Первое, что бросается в глаза в этом просторном светлом помещении – обилие половиков. Причём, как оказалось, старинных, бережно сохранённых в бабушкиных сундуках. А потому при входе в горницу нужно снять обувь.

Ремесленная горница на втором этаже Арамашевского Дома культуры чем только не наполнена. Здесь и современные ткацкие станки различной модификации, и образцы домотканого полотна, и временная выставка головных платков «От убруса до фаты», и горка сундуков, и чайный столик с вязанным крючком «сервизом», и большая витрина с изделиями, которые можно создать на мастер-классах (всего их здесь предлагают 21), и стеллажи с украшениями из бисера и поделочного камня. Занимается всем этим один человек – хозяйка горницы или руководитель кружка Вера Щепелина. Она настолько увлечена свои делом, что рассказывать о нём может бесконечно. Но сегодня мы говорим лишь об одном из её увлечений – ткачестве.

ЧЕМУ УЧИЛИ БАБУШКИ

– С ткачеством я познакомилась давно. Будучи маленькой девочкой, проводила каникулы у бабушки в Арамашево. И здесь видела у старожилов под навесами, в овинах, в сараях и даже в садочках непонятные мне тогда деревянные агрегаты. При расспросах выяснилось, что это ткацкие станки. Захотелось узнать принцип работы на них, и мне его показали, научив ткать, – рассказывает Вера Викторовна. – Годы спустя, когда я переехала в Арамашево и начала вести в Доме культуры кружок рукоделия и рассказывала детям, что умею, одна девочка меня спросила, умею ли я ткать. Я ответила, что умею. Об этом стало известно в муниципальной администрации, сотрудник которой Светлана Ганиева предложила открыть у нас в Арамашево горницу ткачества.

И пока шло написание, составление и защита проекта, я общалась с ткачами со всей оласти, постигала еще неизвестные мне тонкости ткацкого ремесла, училась не только работе на современных станках, но даже их сорке, ведь они пришли к нам в виде отдельных досочек. И вот уже третий год занимаюсь ручным ткачеством сама, а также обучаю этому других на занятиях и мастер-классах.

Что за станки в вашей горнице?

– Наши станки – это облегчённый вариант старорусских. На них также можно ткать рушники, рогожки (то есть салфетки на стол), половики, шарфы, палантины и даже различное полотно, то есть ткань. У нас два ремизных напольных и два настольных ткацких станка. Кроме того, есть бердо – станок для плетения поясов, тесьмы, ремней, браслетов. Бердо я зову карманным станком, потому что его очень удобно брать с собой. Работать на нём можно буквально в дороге. Техника работы на этом миниатюрном устройстве правильно называется – заправочное ткачество на бердо.

Ремизные станки отличаются заправкой нитей основы на ремизы – специальные рамы для смены нитей. Они могут переставляться в ручную (настольные) лио с помощью педалей (напольные). Чем больше количество установленных ремиз и соответсвенно педалей – тем сложнее можно выткать на станке рисунок.

Вера Викторовна, сложно ли вам ткать?

– Нет, даже приятно. Когда овладеешь техникой, работа хоть и монотонная, но идет легко и очень расслабляет. Если позволяет время, за пять часов подряд можно выткать половик размером шестьдесят сантиметров на три метра. Плюс время уходит на заправку нитей. Но так как я сажусь за станок время от времени, то одно изделие ткётся долго.

Расскажите о технологии ткачества.

– Сначала заправляем нити. Труднее всего это сделать на самом большом станке – для этого нужно сразу три человека. Нити основы в остальные станки может заправить один. Сразу определяем, какой длины нужно изделие – столько нити наматываем.

Далее приступаем к ткачеству. Технология предельно проста – всё как делали наши предки. На напольных станках меньше работаешь руками – только передвигаешь челнок и прибиваешь бердо, а зев открываешь нажатием на педали. Зевэто расстояние между нитями основы, которое появляется, когда опускаешь или поднимаешь ремизки. В зев между нитями основы заводим челнок с уточной нитью – эта нить на изделии идёт горизонтально. Потом берём бердо и прижимаем к полотну – правильно говорят забиваем – чтобы получилась плотная ткань. Затем, нажимая на педали, меняем зев – меняем нити основы местами, чтобы получилось переплетение. И снова в зев продеваем челнок, затем опять прижимаем продетую уточную нитку к готовому полотну. И таким образом ткём ряд за рядом. Уточную (то есть поперечную) нить сильно не тянем, чтобы не было сужения полотна. Но с усилием прибиваем бердо, чтобы полотно не было рыхлым.

Для того, чтобы получился рисунок, применяем технику выкладного ткачества. Например, на одном из станков я тку половичок с основой в несколько цветов. Для этого у меня три челнока заправлено уточными нитями разных цветов. Часть тку красной нитью, потом перехожу на чёрную или синюю. Регулируя длину прокидки (то есть количество «шагов» челнока), у меня получается рисунок. Можно за раз использовать до пяти-семи челноков.

Кроме того, на большом станке можно ткать рельефное полотно – мы пока эту технологию не освоили. Для этого можно сделать полную заправку станка – 600 нитей основы. А если навесить несколько ремиз – у нас их две, а можно три и четыре – то получится полотно с жаккардовым рисунком. Самые большие станки, которые я видела – с двенадцатью педалями – на двенадцать ремиз.

ХЛОПОК, КРАПИВА И КОНОПЛЯ

Какие нити используете?

– В основном хлопчатобумажные. Для половиков на заправку идёт нить 150ЛШ – это лён штапельный под номером 150. Для рогожки в основу беру нитку «Лилия» No 200 – она тоже хлопчатобумажная, а уточную нитку – шерстяную. Номер в данном случае соответствует толщине нити.

На какие средства покупаете расходные материалы?

– На собственные. У нас есть своя сувенирная лавочка, где мы продаём продукцию собственного производства. Её делают в наших кружках рукоделия, их два – детский и взрослый. Когда выезжаю с мастер-классами – оплата за них идёт Дому культуры. На эти средства мы и покупаем материалы.

Раньше для ткачества использовали лён, крапиву, коноплю. И уже намного позже, когда в Российской империи развились торговые отношения с Востоком, стали ткать из хлопковой нити.

Кроме того, кое-какие комплектующие делаю сама. Например, крючки для заправки нитей – из крышек для контейнеров. А бердо – из линеек и палочек для мороженого. Это существенно экономит бюджет.

Заказы на ткачество поступают?

– Да. Например, для народных коллективов ткём пояса – в основном из шерстяных нитей. Но один раз ткала из шёлка, что заняло много времени, потому что шёлковая нитка – тонкая. Также на заказ сейчас тку длинный палантин, но работа тоже продвигается медленно.

Ваши планы?

– Планов у меня очень много. Во-первых, в содружестве с каким-нибудь клубом хотелось бы показать весь процесс создания льняного полотна – от семечка до готовой одежды. Это был бы целый туристический кластер. Люди приезжали бы в наш район и видели, как это растёт, обрабатывается, прядётся, становится нитью. А потом узнавали, как из нитей получается полотно и готовые изделия. Выращивать можно не только лён, но и крапиву, и техническую коноплю – разновидность каннабиса, которая используется исключительно в промышленных целях. В нашей стране она уже выращивается для производства бумаги и ниток.

Кроме того, планируем при Доме культуры открыть «Народное ателье» по пошиву а-ля традиционной одежды, то есть не вполне аутентичной, а стилизованной. Я вообще много шью – и не только для себя – русскую народную и казачью одежду, которая мне ближе, раз я казачка. И не только шью, но и ношу, как повседневную – это красиво, стильно, из натуральных материалов. К тому же ещё и эксклюзивно – ни у кого такого нет.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора