В поисках лучшего кадра


(Посмотреть в фотмате  PDF)

Увлечение не появляется из ничего. Обычно возникает интерес или любопытство, которое развивается с течением времени, приобретая опыт, знания, результат творческого поиска. Иногда увлечения идут параллельно с работой. Иногда становятся делом жизни или помогают ему. Но хобби — это всегда самореализация и самовыражение.

8

Андрей Зарецкий — заведующий компьютерным отделом редакции газеты «АИ». Он профессиональный дизайнер, прекрасный специалист. Можно сказать, что его к этой работе в своё время привело увлечение компьютером.
Ещё он занимается художественной фотографией. Последние лет семь — постоянный участник городских фотовыставок.

— Андрей Васильевич, что для вас фотография?
— Одно из увлечений. Прежде всего я делаю снимки для себя. Мне нравится именно сам процесс работы над фотографией. А потом можно и другим показать, что получилось.
— Каждый с чего-то начинал. Как появился первый фотоаппарат?
— Подарили родители. Тогда мне было лет одиннадцать. С этим связана следующая история. Мы с отцом куда-то пошли. У него из кармана вытащили деньги. Конечно, он расстроился. И на оставшиеся копейки купил лотерейный билет. И выиграл. На выигрыш купили мне подарок. Тогда было модно дарить фотоаппараты.
— Где сделали первый снимок?
— За городом, на солдатских горках, проходил мотокросс. Туда и пошёл фотографировать. В те годы я снимал преимущественно семью и домашних животных.
— Фотографии были чёрно-белые. Сами печатали?
— Да. Дома. В фотокружок никогда не ходил. Печатать фотографии было очень интересно. Даже интереснее, чем снимать. Бывало, закроешься в ванной и сидишь полночи, наблюдая, как фотография получается. А утром — в глянцеватель. И сушишь.
— Не у всех увлечения переходят из детства во взрослую жизнь.
— Оно и не перешло. Со временем я фотографию забросил. Вернулся к ней лишь годы спустя, когда купил себе цифровой фотоаппарат.
— Почему забросили?
— Процесс от съёмки до получения фотографии был довольно продолжительным и непростым. С цифровыми всё гораздо проще — результат виден сразу.
— Как перешли на цифровую фотографию?
— Возникла необходимость. Прежде всего, это было связано с работой. Например, для рекламных модулей нужны картинки, которых не хватало. Кроме того, требовался снимок хорошего качества. А где такой взять? Пока сам не сделаешь, никто не сделает. Вот и попробовал. Потом я стал снимать портрет. Сначала семейный. Потом круг расширился. Позже меня захватила природа.
— Некоторые начинают наоборот.
— Может быть. Я, например, не брался за природу, потому что не понимал, что там снимать. Потом осознал, что красивая-то она всегда. Но как получить красивый снимок? Тут недостаточно одних знаний.
— Почему?
— Смотрите. Можно построить композицию — принципы очень просты. Их нужно просто выучить. А в кадре их надо увидеть. Цифровая камера позволяет многократно снимать один и тот же объект, добиваясь нужного кадра. И, тем не менее, иногда, когда просматриваешь снимки на экране компьютера, остаётся ощущение, что ты не достиг цели.
— Какой жанр сейчас предпочитаете?
— Мне нравится пейзаж. Причём в любое время года.
— На последней городской выставке было представлено несколько ваших пейзажей. Они сняты в один период?
— Да. Я стараюсь выставлять работы одного года.
— А когда сложнее снимать природу?
— Весной и осенью, потому что это переходные периоды. И уловить их достаточно трудно. То бываю занят, то проблематично выехать в такую погоду — осадки и распутица.
— Далеко ездите?
— Нет, далеко не езжу. Обычно стараюсь совместить приятное с полезным. Например, едем с семьёй за грибами и поснимать. Хотя я лично еду фотографировать, но думаю: может быть, ещё и грибов там найду или порыбачу. А если еду на рыбалку, то камеру с собой не беру.
— Чего добиваетесь при обработке фотографии?
— Всё зависит от задумки. Часто бывает так: снял, не понравилось — приходится возвращаться на то же самое место и фотографировать ещё раз.
Как обрабатываю? Допустим, мне на фото что-то мешает: дерево стоит ненужное или мусор лежит, столб или провода — убираю. А вот разные эффекты — по деформации изображения, например, — никогда не использую. Стараюсь добиться естественности. Сделать кадр даже лучше, чем он был.
— Любимый цвет в природе?
— Не задумывался… Наверное, сочетание серого с каким-нибудь ещё.
— Что интереснее снимать?
— Интереснее? Сложный вопрос. Реку, конечно, интересно снимать. Река — это вообще беспроигрышный вариант для съёмки. Созерцание воды всем нравится. Или огонь. Или облака.
— На одной фотографии увидела у вас туман. Сложно снимать туман?
— Нет, не сложно. Камера снимает либо небо, либо землю. В данном случае я снимал солнце, тени ушли. Туман на реке — просто подарок. Он украшает фотографию, лучше передаёт объём пространства. Но чтобы туман зафиксировать, надо заставлять себя рано вставать, не спать…
— Вы сказали, что начинали с фотографирования людей. С кем нравится работать?
— Мне нравится работать с подростками примерно 10–14 лет. С ними легко. В этом возрасте дети очень подвижны, пластичны. У нас в редакции была студия, осветители. Там устраивал фотосессии — час-два съёмки. Было интересно. С малышами работать тяжело — их надо усаживать, ребята постарше ведут себя перед камерой менее естественно, больше позируют. Некоторые фотографы, правда, любят детей подлавливать, но я не тяготею к репортажной съёмке.
— Планы?
— Хочу попробовать натюрморт. Цветы и лёд. Но сначала надо продумать освещение. Есть ещё задумка снять цветы в сочетании со стеклянными разноцветными стаканчиками… Планы, конечно, есть всегда. А как без них? Человек всё равно стремится к самореализации. Увлечение — один из вариантов.
Мы разговаривали с Андреем Васильевичем, просматривая его фотографии. Надо сказать — их огромное множество.
Всё творчество фотохудожника — это бесконечный поиск лучшего, уникального, самого интересного кадра. Именно желание сделать подобный снимок заставляет взять фотоаппарат и нажать на кнопку.
Как вы считаете, этот кадр сделан или ещё впереди? Повнимательнее всмотритесь в работы Андрея Зарецкого.

Анна ОЩЕПКОВА

Фото Андрея на сайте