Таборинские тайны…


Есть в Алапаевском районе деревня необычная – Таборы. Этот населённый пункт впервые упоминается в переписи Верхотурского уезда в 1680 году. Тогда в ней было 8 дворов. В прошлом жители Таборов жили за счёт земледелия, а также некоторые из них занимались промыслами. Но сегодня мы будем говорить о таборинских тайнах…

Золотоносная жила

О полезных ископаемых, которыми богата земля территории деревни Таборы, основатель коптеловского музея Александр Потоскуев пишет так: «Вверх по руслу реки Реж оба берега рудоносны. В них залегают медные, свинцовые и железные руды. Выше деревни Ермаки в сторону Рудного болота обнаружен пласт каменного угля и незначительный пласт угля найден также под таборскими полями в сторону деревни Исаковой. По обе стороны реки Реж, против села Коптелово – красная глина, в прошлые годы из которой местные жители готовили кирпичи в 10 кирпичеделательных сараях. В правом берегу реки Реж, в сторону деревни Таборы – известняки и их разновидности, смешанные со сланцами и гранитом.

Ближе к деревне Таборы в горных породах встречаются прожилки мрамора. Деревня стоит на железной руде, пласт которой простирается под правый берег Режа, с содержанием железа до 42 %.

На участке Карасиха в деревне Таборы глубокая яма, из которой раньше таборские крестьяне возили железную руду и продавали Алапаевскому заводоуправлению. В яме найдены кости мамонта (половина ребра и зуб). Между деревнями Таборы и Исаковой залегает антрацит.

Со слов старейшего жителя села Коптелово – Степана Алексеевича Тюфякова известно, что в болоте между коптеловскими и таборскими владениями (около пасеки) была золотоносная жила.

На участке бывшего лисятника, против родника «Ефремова голова» (так назван родник потому, что некий Ефрем потный напился из родника и умер от острого воспаления лёгких), залегает железная руда, отдельные пласты которой выходят на поверхность почвы».

Образование деревни

Деревня Таборы возникла в начале XVII столетия, а возможно даже и раньше, чем Арамашевская слобода. Такое мнение оправдывается ещё и тем, что во время массового переселения русских людей в Зауралье, коренные племена оказывали им сопротивление, поэтому пашенные крестьяне, стрельцы основывали свои деревни поближе друг к другу, опасаясь мщения аборигенов (северян-вогулов).

В одной из статей «Река Реж и её прошлое» краевед Ф. Карташев писал, что ко времени строительства Арамашевской слободы вблизи была расположена 31 деревня, в том числе, надо полагать, числились деревни Коптелова, Таборы, Исакова. Следовательно, основатели деревень – Коптеловы, Ставровы, Кабины или Кабановы, Исаковы – появились здесь в период массового переселения русских жителей в Зауралье начиная с 1612 года, а возможно даже раньше.

Первые избушки деревни Таборы были построены на возвышенном участке, защищённом с запада рвом родника, с юга – рекой Реж.

Откуда пошло название

Известно, что все окружающие нас селения названы по фамилии их основателей, а деревня Таборы носит военный термин.

В Советской энциклопедии табором назван прикрытый со всех сторон обозными повозками укреплённый военный лагерь. Вполне возможно, что казак, получивший земельный участок, на котором был расположен военный лагерь, решил оставить военное название – табор, а в дальнейшем стали называть во множественном числе – Таборы. Просматривая литературу столетней давности, выясняется, что жители деревни Таборы были предприимчивые и трудолюбивые. Они раньше всех крестьян Армашевской слободы начали заниматься выделкой кож, овчин, освоили кузнечно-каретное, шорное ремёсла, маслоделие и прочее. С давних пор в этой деревне жили портные. Силами крестьян этой деревни на реке Реж были построены две мукомольные мельницы. Многие таборские крестьяне работали на Алапаевских заводах и рудниках. У большинства сельских жителей появились деньги, но, несмотря на достаток, люди жили очень скупо. Соблюдали все церковные посты. Особенно тяжело переживала молодёжь семинедельный пост (от масленицы до Пасхи). Многие от этого страдали куриной слепотой. Крупчатую муку, сахар, конфеты покупали только к большим праздникам. Чай готовили из сушёной моркови.

Издалека идёт и мастеровая слава…

По переписи населения 1869 года в деревне Таборы числилось 111 дворов, 657 человек. В этой переписи учтены подсобные кустарные промыслы. Тогда в каждом населённом пункте числилась мукомольная мельница, а в деревне Таборы – две. Кроме того, в деревне Таборы было 5 маслобоен, 4 кожевни и 1 овчиная.

Было налажено кузнечно-каретное производство, некоторые крестьяне работали плотниками, столярами. Надо заметить, что такого количества мастеров-кустарей не было ни в одной близлежащей деревне Верхотурского уезда и даже в таких больших сёлах, как Костино, Шогринское и Покровское Ирбитского уезда.

А при чём здесь столица?

Не успели «таборята» опомниться от тревожных лет после революции, первой мировой и гражданской войн, как началась вторая мировая война. В эти годы Таборы действительно стали, по сути, второй столицей существующего тогда Коптеловского района. Кроме РК ВКП(б), милиции и исполкома в Таборах были сосредоточены все государственные учреждения: редакция и типография газеты «Колхозное знамя», суд, прокуратура, госбанк, сберкасса, райвоенкомат, НКВД и больница.

Беседа на околице

По мере заселения деревни, а территория её достаточно обширна, таборинцы определили названия, которые сохранились в народе до сих пор: «Кабаны», «Пузыриха», Гора», «Карасиха», «Реунок».

Даже сейчас на вопрос о том, где проживает тот или иной житель, таборинцы охотно отвечают:

– А, этот – в «Кабанах»! Кого ещё надо? Тех, кто в старонародных русских костюмах ходят или кто? А… Эти в «Карасихе» живут…

– Да, чёй-то… В «Пузырихе» они, под горой…

– Как же…

И заспорят… Но названия помнят иной раз лучше улиц. Тут в разговор вступаю я, интересуюсь, откуда они: коренные, таборинские или приехали откуда? Известно, ведь, что за последнее время Таборы нет-нет и пополняются людом приезжим. И теперь я понимаю, почему: места здесь красивейшие! Сама деревня будто на холмах расположилась. Жители уют выбирают кому как нравится: кто любит солнце – на горе, кто тенёк да прохладу – у подножья горы. Кстати, центральную часть деревни Таборы называют «Гора». А на другом берегу реки Реж, которая делает перед Таборами изящный поворот, разлёгся шикарный сосновый бор, будто барин любуется деревней.

А мои собеседницы, которым более 80 лет, как оказалось, давным-давно приехали сюда из других мест Алапаевского района. Августа Кабанова, например, живёт здесь с 1960-х годов. Всю жизнь работала телятницей и свинаркой.

– Ой, деушка! Сколько здесь было свиноферм у нас, да ещё телятник, коровы были, птицы… Народу было много… А сейчас у нас один магазин остался. Да жителей – понастоящему-то – около 150-200 человек…

– Ты, милая, – говорит Нина Барышникова, моя вторая собеседница, тоже не родом, но «издавно таборинская», – напиши, дочка, что у нас деревня-то большая по территории, а колонок с водой всего три на всех… Вот рядом с нами видишь колонку, так её обещали в прошлом году отремонтировать…

– Да, забыли видать… Ой, памяти -то у людей не стало…. Тут наш разговор прервала выскочившая за ворота домашняя живность: курицы да утки. Беседа пошла уже о цыплятах, огороде, цветах…

Августа Кабанова (слева) и Нина Барышникова

«Почему мы так «гутарим»…

Из разговора с местными жителями я поняла, почему речь здесь так разнообразна по диалекту. В Таборах, наверно, гораздо ярче, чем во всём Алапаевском районе, в результате заселения разных народов произошло смешение языков, и на протяжении ряда лет выработался особый диалект. Например, такие слова: робить, колды, толды, бздавать, бздануть, ханькать, батить, баситься, баской, баская, шабаркать, кучиться, паковаться, охлупень, галиться и другие – по настоящее время употребляют в разговорной речи некоторые старожилы. Или грибы и губы, грибница и губница – названия разные, а смысл один, жеребёнок, селеток, лошадь, конь и много других.

Кстати, только здесь можно услышать, как из одного двора речь «акающая», напевная, а в другом – говорят быстро, скученно, да частицы «то», «та», «ся» к окончаниям слов добавляют. А пройдёшь через большой овраг, поднимешься на «Карасиху», услышишь окающую речь и тянущиеся прилагательные…

И фамилии здесь раньше самые частые были такие же, как и в Алапаевске: Основины да Кабановы.

Светлана Никонова
Фото автора