С мольбертом на пленэр


Диляра Белалова
Диляра Белалова

Десять лет живёт в селе Арамашево Диляра Амировна Белалова, преподаёт уроки изобразительного искусства в школе, участвует в сельских праздниках (тоненькая и грациозная, она неплохо танцует), шьёт и вышивает, как говорит «для себя», обустраивает свой маленький дом. А иногда пишет этюды и картины.
— Предпочитаю масло, такие работы легче править — не понравилось что-то, взял и соскрёб. Краски, конечно, дороговатые, но, пожалуй, каждый человек, экономя на чём-то другом, не жалеет денег на любимое занятие, — говорит Диляра Амировна.

Рисовала с детства. Продолжила обучение в Хабаровском госуниверситете, получила диплом и уехала. Уехала не просто из дома, а из творческой среды, которую в другом месте найти оказалось непросто.
— В годы учёбы мы часто ездили писать на пленэр, то есть на природу. К сожалению, такая тенденция сегодня уходит — живопись становится кабинетной. Максимум, что делают художники — это сначала фотографируют пейзаж, а потом срисовывают его со снимка. Но фотография, как правило, искажает цвет. И не всегда передаёт внутреннюю атмосферу. Конечно, легче писать лето, чем зиму, здесь трудности для работы создаёт не только холод, но и тот факт, что белый цвет во всём многообразии его оттенков сам по себе сложен для передачи, — продолжает художник.
Благодатную почву для творчества Диляра Амировна нашла в Арамашево. Окрестности села настолько красивы, что она стала бесконечно писать их и по памяти и «с натуры». В её работах в изобилии появился сельский пейзаж.
И в один такой день она увидела на улице людей с этюдниками. Оказалось, что трое художников приехали, чтобы писать на пленэре. Посмотрев работы Диляры (они общались на «ты»), один из них, архитектор и живописец Санкт-Петербургской академии художеств Пётр Иванович Кривенко, заметил: «Да ты рисуешь и цвет видишь, поехали с нами на фестиваль!».
И она поехала. Десятидневный международный фестиваль художников «Арт-Чусовая» организовал в Староуткинске екатеринбургский меценат Владислав Жаков. Он нашёл и пригласил «поработать на пленэре» полсотни художников-реалистов из разных уголков бывшего Советского Союза, ближнего и дальнего зарубежья, подобрал пять известных мастеров, которые проводили мастер-классы. Три раза в день вся группа выходила на природу и по два с половиной-три часа занималась рисованием.
— Погода нас подвела — было холодно. Но я не чувствовала температуры — настолько захватывал меня процесс. Только когда отходила от мольберта, понимала, что ужасно замёрзла… У нас было свободное общение, мы могли в любое время задавать вопросы нашим «спецам» и получить консультацию по той или иной теме. Мы много общались, говорили о современных тенденциях в живописи… Не секрет, что русская школа реализма сегодня лучшая в мире. Европа ушла в авангард, кубизм. Китай тянется за Россией, жители Поднебесной очень трудолюбивы, к тому же много картин у нас покупают.
Лекции по истории и теории живописи читал художник из Татарстана Рустем Хузин, он же показывал, как можно создать этюд на пленэре буквально за час. Двое художников из Италии – Мельхиор и Франческо – показывали, как они работают в стиле импрессионизма.
— Творчество для меня — это не только поиск себя, но и удовлетворение, успокоение. Мне кажется, если я не рисую, то зря живу… В Староуткинске, где мы были, отношение к художникам было очень хорошим: люди подходили к нам, разговаривали, расспрашивали. Художник и зритель всегда должны взаимодействовать. Иногда говорят «Я рисую для себя» — это глупость. Художник рисует для зрителя… На фестивале я почерпнула многое, например, некоторые профессиональные приёмы — как писать небо, тучи, какие выбирать материалы, каковы общемировые тенденции. Да и просто мне было очень приятно погрузиться в среду, где я снова смогла ощутить себя художником.
На вопрос, изменит ли она свою манеру творчества, Диляра Амировна ответила, что безусловно, ведь когда ты меняешься сам, все меняется. А она немножко изменилась.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора и из архива
Д. БЕЛАЛОВОЙ