Мастер-пимокат


Сергей Овчинников за изготовлением валенок
Сергей Овчинников за изготовлением валенок

Посёлок Нейво-Шайтанский издавна славится мастерами. К концу XIX века в посёлке стали возникать ремесленные и кустарные мастерские, которых насчитывалось всего около пятидесяти. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Но у жителей посёлка есть возможность походить в тёплых валенках-самокатках, которые искусно валяет мастер-пимокат Сергей Егорович Овчинников. Сотрудники историко-краеведческого музея побывали у него в гостях и посмотрели, как он изготавливает эту обувь. А заодно узнали, как он научился этому ремеслу.
Сергей Егорович родился в деревне Корнишонки Кировской области. Детство было трудное: пережили войну, голод. Родители работали в колхозе. Маленький Серёжа помогал отцу. Повзрослев, тоже работал в колхозе. Да и не один: в то время, не успев окончить школу, а то и раньше, молодые ребята наравне со взрослыми трудились на уборке урожая, осваивали технику, пасли скот. Умели работать, умели и веселиться — часто собирались на вечорки. На одной такой Сергей повстречал свою любовь. Девушку звали Машей, она приехала в деревню на каникулы к бабушке. Молодые люди сразу поняли, что это их судьба. А тут Сергею через два дня приходит повестка в армию. Маша обещала ждать.
После армии Сергей приехал в посёлок Нейво-Шайтанский, где уже к этому времени жила Маша с родителями. Молодые поженились.
На высоком, красивом месте стоит дом Овчинниковых. Внизу бежит, искрясь на солнышке, речка Нейва. Весёлыми огоньками светятся окна домов, расположенных напротив совхоза. Летом пахнет луговыми травами.
Незаметно выросли две дочки, и вот уже долгожданный внук Максимка тянет ручонки к молодому деду. Хочется ему порадовать малыша. И придумал Сергей Егорович сам свалять внуку валенки к первой зиме.
Несколько раз пришлось сходить к старому мастеру-пимокату Юрию Дмитриевичу Серебрянникову, прежде чем сам свалял первую пару.
В бане оборудовал мастерскую: сколотил деревянный стол со щелями в столешнице, чтобы вода при мокром валянии стекала в бачок, изготовил деревянные инструменты — скалки, валики, колодки разной величины. И принялся за работу.
— Скатать валенки — дело кропотливое, трудоёмкое, — говорит Сергей Егорович. — Прежде чем начать работу, нужно приготовить шерсть. Для этого подбирают шерсть, остриженную с овец в летний период, её так и называют — летница. Она мягкая, хорошо валяется. Двумя щётками её теребят, пересыпая при этом мукой, это делают для того, чтобы легче было расчёсывать и убирать из неё мусор. Для одной пары валенок, в зависимости от размера, требуется от одного до полутора килограммов шерсти. После очистки шерсть раскладывают на потник и начинают катать руками полотно размером один на полтора метра. Основу сворачивают пополам, кладут внутрь выкройку, сращивают, выводя форму валенка, притирают руками. Когда валенок приобретает форму, его вымачивают и начинается процесс валяния.
В мастерской Сергея Егоровича жарко. На печке кипит бачок с горячей водой. Мастер берёт валенок, поливает кипятком, затем металлическим прутом начинает соскабливать с него лишнюю грубую шерсть. Потом в голенище валенка вставляет большой валик и начинает валять. После этого берёт небольшие деревянные «катеринки» — приспособление для укатывания носка, вставляет в носок валенка и снова продолжает валять. И так повторяется несколько раз.
Верх валенка делается потоньше, а ближе к подошве — поплотнее.
На краю горячей плиты лежит металлический валик. Мастер надевает толстые рукавицы, берёт этот валик и начинает прокатывать валенок, при этом от шерсти и от самого валенка идёт пар.
— Это нужно для того, чтобы валенок лучше свалялся, — с улыбкой поясняет Сергей Егорович.
Когда валенок почти уже свалян, он берёт деревянную лучинку (лучше из ольхи или осины) и палит его. При этом лишняя шерсть убирается и изделие становится гладким. Мастер берёт в руки брусок и чистит валенок. Кажется, что работа уже закончена. Но нет, Сергей Егорович снова поливает его кипятком, мнёт руками, уваливает, придаёт форму. Затем вставляет колодку и выправляет работу деревянной колотушкой.
— Ну вот, — говорит Сергей Егорович, вытирая пот со лба, — валенки почти готовы.
В руках у него два совершенно одинаковых валенка. Теперь остаётся только высушить их в русской печке.
Не час и не два приходится попотеть мастеру над каждым валенком, вкладывая в него не только физическую, но и душевную силу, а гораздо больше. Но только так обувка получается добротной и тёплой.
…Тридцать лет прошло с тех пор, как Сергей Егорович свалял свои первые валенки. Не только внукам (а их у него четверо плюс один правнук), но и жителям нашего посёлка, соседних деревень и даже других городов мастерил он шерстяную обувь.
— У каждого мастера своя технология, — улыбается Сергей Егорович.
Технология технологией, но без такой важной составляющей старинного ремесла, как любовь к своему делу и людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли она дошла бы до наших дней.
У нас, к счастью, есть возможность сохранить эту частицу русской культуры, ведь в посёлке живёт такой мастер-пимокат как Сергей Егорович Овчинников.

С. БАЛИНА,
хранитель фондов
Нейво-Шайтанского
историко-
краеведческого музея
Фото Т. БУГРЫШЕВОЙ