Магия наброска


Постоянные читатели «АИ», следящие за деятельностью наших художников, уже знакомы с творчеством Алексея Фоминых. Он участник многочисленных художественных выставок как график и фотограф. И просто активнейший посетитель вернисажей. Сегодня мы беседуем с Алексеем Галактионовичем о природе творческого процесса. Ведь мало кто, глядя на картину или фотографию в раме на стене выставочного зала, задумывался, с чего начинается создание художественного произведения? Итак, секреты творческой кухни… Перчинки и изюминки процесса… Каково их воздействие на художника?  

— Секреты творческой кухни? Вопрос понятен, но вот с ответом будет посложнее. Пожалуй, уместно процитировать Марину Цветаеву, ее знаменитое «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Самая первая идея может неуловимо возникнуть буквально ниоткуда. Это может быть морозный рисунок на оконном стекле, изгибы ветвей деревьев, складки ткани и многое другое. А дальше подключается фантазия, личный опыт, какие-то прежние творческие наработки, если хотите — штампы в хорошем смысле этого слова.

— Здесь в слове «штамп» ты, надеюсь, не подразумеваешь ничего плохого?

— Я понимаю штамп как некий прием, отработанный до совершенства. Просто у одного автора таких приемов-штампов может быть, условно говоря, десяток, а у другого тысяча. Количество их прямо пропорционально уровню мастерства художника. То есть у гения их может быть десятки, сотни тысяч. Понятно, что при таком количестве и, скажем так, редкой повторяемости, это уже не совсем штампы в нашем привычном понимании. Далее, в результате всего этого появляется набросок – рисунок маленького размера, в котором, как правило, прочитывается основная идея без детальной проработки. Потом набросок может быть увеличен, насыщен деталями и превращен в полноценное произведение. Или… останется просто наброском.

— Но среди этих простых набросков тоже могут быть очень интересные композиции. Получается, что зритель их никогда не увидит?

— Совершенно верно. Можно подойти к этой теме еще с другой стороны: а сколько интересных идей так и остается в воображении художника, не превратившись даже в маленькие почеркушки?!

— Безвыходное положение?..

— Не все так мрачно. Во-первых, есть такое понятие — естественный отбор. Как в природе выживают сильнейшие, так и среди маленьких рисунков лишь единицы имеют право на большую жизнь. Совсем необязательно разрабатывать, а впоследствии тащить на выставку свои слабые, нежизнеспособные идеи. Во-вторых, есть такое парадоксальное высказывание Сальвадора Дали, что если художник ясно, во всех деталях представляет в своем воображении замысел будущего произведения, то… картину можно уже и не писать! Мысль спорная, но что-то в ней есть.

— Что же из этого следует?

— Прежде всего то, что в самом крохотном наброске уже существует будущая еще не написанная картина. Подобно тому, как маленькое семечко потенциально уже является огромным деревом. Чудо природы и чудо искусства выступают здесь как две стороны одной медали. Что же касается самих рисунков (а среди них могут оказаться настоящие маленькие шедевры), о них не надо говорить, на них надо смотреть. Даже не смотреть, а внимательно рассматривать.

Что мы и предлагаем нашим читателям. А их автору пожелаем дальнейших творческих успехов и, может быть (почему бы и нет?), сделать когда-нибудь выставку из своих набросков…

Ольга СИМОНОВА

Фото А. ФОМИНЫХ