Любое увлечение – дело непростое и недешёвое. Оно требует времени, труда и финансовых затрат. А если увлечений несколько, как например, у Вероники Мартыновой, как быть тогда? «Доводить каждое до совершенства», – уверяет Вероника Юрьевна. Рассматривая её работы, убеждаешься – её энергии хватает на всё!
Перечисляя свои увлечения, Вероника Юрьевна обязательно поясняет, когда ими занялась и почему отложила. Умеет вязать крючком и спицами. Более того – освоила перфокарточную вязальную машину, благодаря которой гардероб пополнился десятками вязаных платьев. Снабдила тёплыми вещами всех своих родных. Она вышивает крестиком – в комнате висят несколько вышитых ею картин. Она шьёт. Правда, не считает это чем-то особенным, ибо «кто не шил на детей в сложные годы?» Ещё делает сувенирное мыло. Занимается декором. Создаёт цветы из зефирной глины (делается на основе целлюлозы).
Но сегодня мы расскажем об её увлечении изготовлением кукол из полимерной запекаемой и самоотвердевающей глины.
– Вероника Юрьевна, расскажите, с чего всё началось.
– Думаю, все рукодельницы много времени проводят на различных тематических сайтах и форумах, где обмениваются друг с другом своими идеями. Так, года четыре назад я увидела в Ютубе пробный видеоурок лепки будуарных кукол. Это так меня впечатлило! Но сразу встал финансовый вопрос: для обучения на онлайн-курсе необходимо было заплатить 14 тысяч рублей. Я рассказала об этом маме и детям. Они меня полностью поддержали и помогли.
– А дальше?
– Это было только начало. Курс шёл полгода. Помимо расходов на обучение нужно было вложиться ещё, то есть купить необходимый материал и инструменты. И я покупала в основном в интернет-магазинах, потому что у нас ничего подобного не было. Так у меня появились несколько видов глины, грунтовка, лаки, краски, клей, шарниры и дисковые крепления, реснички, мех ангорской козы для волос… А ещё огромное количество разных текстурных насадок – стеков, режущих инструментов, штампов, трафаретов, резиновых кистей и так далее.
Потом был ещё один курс – по лепке мимической шарнирной куклы. А дальше – по изготовлению кукольной одежды… Дело в том, что в шитье тоже есть свои тонкости. Например, швы должны быть максимально аккуратные и даже с изнаночной стороны незаметные. При пошиве обычной одежды вы обрабатываете края оверлоком. А вот одежду для кукол шьют потайным швом. Выверните её – здесь ничего не видно!
– Вы упомянули про волосы. Почему ангорская коза?
– О! Это самое интересное! Потрогайте куклу. Чувствуете, какие мягкие, вьющиеся волосы? Это не синтетика и не нитки. Это шерсть ангорской козы. Покупаю тоже через интернет небольшие шкурки. Крашу их в нужные цвета красками для волос, сушу, расчёсываю и специальным способом приклеиваю к куклам.
– Звучит очень трудоёмко.
– Да. Это не быстрый процесс… На одну куклу у меня уходит от трёх недель до месяца ежедневной работы. И материалов более чем на восемь тысяч рублей.
– Очень затратно!
– Но зато какое удовольствие! В моих руках рождается чудо. Интересно, что я никогда не знаю, какая кукла получится в итоге. Она будто бы сама себя создаёт, а я ей в этом помогаю. Как будто у неё уже сразу свой особенный характер – не всегда подходит тот образ или наряд, который я пытаюсь ей придать изначально. Она словно отказывается, ища что-то своё. Поэтому приходится неоднократно переделывать.
– А что в создании куклы самое сложное?
– Конечно, лепить! Понимаете, анатомия куклы немного отличается от человеческой. У неё другие пальчики, черты лица. К тому же она не полностью из глины. В некоторых куклах тело мягкое. В его изготовлении использутся ткань, синтепон и утяжелитель гранулят, он бывает стеклянный и металлический.
– Зачем утяжелитель?
– Чтобы кукла держала равновесие. Если голова и плечи из глины, а туловище из синтепона, то она будет переворачиваться. А при правильном наполнении – сидит как человек. Более того, у шарнирных кукол руки, ноги и даже туловище – составные. За счёт этого они могут гнуться, и кукла принимает любую позу. А крепятся все части тела к голове с помощью проволоки, специальной кукольной резинки – ни в коем случае не берётся бельевая или шляпная, потому что эта резинка быстро растягивается. Кстати, голова у таких кукол полая.
– Сколько кукол вы уже сделали?
– Десять. Но не спрашивайте, какая лучшая. Я ещё учусь. А вот любимая – каждая из них!
Дело в том, что я как мастер вижу в своей работе изъяны. И понимаю, что в следующей их уже не допущу. При этом собственного стиля у меня ещё нет – до сих пор в поиске. А хочется непременно найти свою куклу. Такую, чтобы я могла сделать не одну, а целую коллекцию. И уже с нею представить своё творчество на серьёзной выставке.
– Вы бывали на выставках авторских кукол?
– Да, в Москве, где живёт дочь Саша. И это меня вдохновило! Какой уровень, какие работы! Мне есть к чему стремиться.
– Какие бы вы дали советы тем, кто решил заняться созданием кукол?
– Исходя из своего опыта, могу с уверенностью сказать – обязательно пройдите мастер-классы. Причём, платные. Так опытные мастера вам раскроют секреты, которых больше никто не расскажет. Бесплатных видеоуроков очень много, но пока разберёшься в том, о чём они умалчивают, совершишь массу ошибок.
Ещё советую не останавливаться на достигнутом. За одной куклой делать вторую, третью. Не сидите на месте, пробуйте, всё обязательно получится!
Вероника Мартынова живёт в Верхней Синячихе, работает на «СВЕЗЕ» диспетчером. А вот свободное от работы время посвящает рукоделию. Хотя говорит, что и свободного времени у неё в общем-то нет, потому что «зачем сидеть и скучать? Жизнь не для этого. Нужно обязательно чем-то заниматься!»
Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора