«Город Мастеров»


Сарафаны, душегреи, кафтаны

Наталья Дзбоновская с дочерью Соней у сделанной  своими руками шерстяной одежды
Наталья Дзбоновская с дочерью Соней у сделанной
своими руками шерстяной одежды

Так назывались ряды с работами уральских ремесленников, представленными на Ирбитской ярмарке. О двух из них скажем подробнее.
Технику валяния из шерсти Наталья Дзбоновская (г. Реж) и Светлана Юрьевна Дмитриева освоили два года назад. Впечатлило, затянуло. От всевозможных валенок и варежек (взрослых, детских, коротких, высоких, с вышивкой, вязанием и т.д.) как-то плавно перешли на изготовление одежды. Но на ярмарку привезли всего пять подобных вещей.
— На Ирбитской ярмарке мы впервые, — поясняет Наталья. — Честно говоря, не ожидали, что здесь будет столько народу. Не рассчитывали на такое внимание, конкуренцию (валенок-самокаток здесь представлено немало. – Прим. авт.), поэтому много вещей не повезли.

— Какую берёте шерсть?
— Шерсть используем как фабричную крашеную, так и домашнюю некрашеную.
— Сколько времени занимает изготовление?
— Работа эта трудоёмкая – сделать, подшить, покрасить. На одни валенки, например, уходит от трёх дней до недели.
— Как видно, у вас здесь не только валенки и аксессуары, но и одежда.
— Да, мы попробовали делать и одежду. Она не раскрашена, использованы цветные мотки шерсти. В качестве основы выкладывается любой рисунок. Для этого используется специальная плёнка и вода. Костюм мы сделали для выступления нашим детям на конкурс «Юная модница».
— На самом деле из шерсти можно сделать всё что угодно, — продолжает Светлана Юрьевна. – Всевозможные жилеточки, шарфы, пледы – этот материал открывает широкое поле для деятельности. Делаем не только одежду, но и шерстяные футляры для очков, и сумочки, и игрушки. Мы работаем в школе, показали эту технику детям, они с удовольствием её освоили. Знаете, работа, конечно, кропотливая, но несложная – при желании и старании всё получается.
— Идеи новых работ есть?
— Есть, конечно! Но на всё нужно время. Начнётся учебный год – будем реализовывать.
— В конкурсах со своими изделиями участвовали?
— Да, в этом году на областном конкурсе наши работы заняли второе место.
Авторы говорят, что занимаются своим ремеслом преимущественно в ночное и вечернее время. С фабричной шерстью работы меньше – она уже готовая, а вот домашнюю приходится теребить и очищать от мусора. Да, глаза болят и руки устают, но эта работа стоит вложенных усилий — вещи получаются очень красивые.

Талантливые художники-керамисты

Ольга Гневашева и её младшая дочь Дана
Ольга Гневашева и её младшая дочь Дана

На двух столах расставлены керамические предметы – бытовые и декоративные тарелки, панно, мелкая пластика. Это работы экспериментально-творческой мастерской художественной керамики Ольги Валентиновны Гневашевой.
— Керамикой занимаюсь уже двадцать пять лет. Мы с мужем окончили республиканское художественное училище в Ташкенте, он – скульптор, я – декоратор. Приехали после перестройки в Пышму и… создали свою мастерскую.
— Значит, вы профессиональные керамисты. А где у вас производство, откуда глина, краски? Где обжигаете?
— Если можно так выразиться, на дому. Вот на этой тарелке моей дочкой Юлей изображена наша деревянная избушка. Во дворе – мастерская. Там на ножном – не электрическом! – гончарном круге муж делает тарелки и прочие заготовки, которые мы с дочками уже расписываем (младшая к этому процессу тоже подключилась). Глину покупаем. А вот сбывать не получается. В основном со своими работами участвуем в выставках, что-то остаётся музеям, что-то дарится. Но в промысел эта работа не переходит, потому что спроса на штучный товар нет. На Ирбитской ярмарке мы второй раз. И сегодня так же, как и всегда, люди подходят, смотрят, восхищаются, но не берут.
Может быть покупателям дороговато? Например, упомянутое декоративное блюдо с домиком стоит пять тысяч рублей. Но ведь автор (а не перекупщик) имеет право получить доход за свой товар.
— Ольга Валентиновна, вы не рассказали о печи для обжига.
— Печь у нас тоже своя, в ней мы обжигаем изделия при нужной температуре.
— В ваших работах много растительных орнаментов…
— Мы учились традиционной азиатской керамике. Знаете, по технологии она похожа на таволжскую… Не все представленные блюда на продажу, многие мы взяли с собой в качестве выставочных экспонатов. Гончарная основа всех изделий – дело рук мужа. Фигурки, лепка, панно выполнены Юлей, а вот роспись – моя. Мы ведь делаем по наитию: посетила муза – работаешь, не посетила – занимаешься чем-то другим. Мастерская дома – это очень удобно.
— Дети, как видно, продолжили ваше дело.
— Они имеют представление о художественной керамике, им нравится этим заниматься, но вряд ли смогут сделать эту работу делом своей жизни, потому что, повторяюсь, она не приносит необходимый доход. Но вкус и умение у них есть.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора