«Человек призван в мир, стало быть, он нужен миру» (Н. Гоголь)


Посмортеть PDF-версию
Если вам захочется побывать в сельской глубинке, окунуться в ее атмосферу, вдохнуть незагрязненный ничем воздух, приобщиться к людям, живущим здесь, — поезжайте в село Коптелово. И обязательно загляните в местный музей истории земледелия и быта крестьян.

1Если повезет, вас встретит его директор Леонид Федорович Русаков, и повезет вдвойне, если именно он покажет вам музей, проведет экскурсию по его залам, по всему музейному комплексу. Будьте уверены, такого экскурсовода вы вряд ли еще встретите.
В чем секрет его обаяния, его притяжения?
«…Мы с вами находимся на том самом месте, где 125 лет назад стояла деревянная изба на три окна, и в 1884 году в этой избе поселился фельдшер, чем очень много наделал шуму в нашей деревне. (Из рассказа Л.Ф. Русакова о медицинских работниках села.) Когда мужики узнали, что приехал какой-то «фершал» и людей лечить будет, всё ходили спрашивали: че он с нами делать станет?
Здешний крестьянин всю свою жизнь лечился в бане, выгоняя из себя хворь веником, на печи русской кости парил. Голова заболит – зажмет в зубах решето, постучит по нему — мозги встряхнуть, на место уложить. Ежели спина заноет — через порог перегнуть надо. А коли живот заболит, выдернут кусок пакли, подожгут, в горшок кинут и на живот его поставят. К житью, так выживет!»
Слушаешь рассказчика (именно в рассказчика превращается Леонид Федорович во время экскурсии) и словно наяву видишь живые картинки из прошлого.
«…Женщины чаще к бабке ходили: та брала туесок, наливала в него воду, ставила на шесток у русской печи, открывала вьюшку и начинала шептать над туеском. Если в это время позевала, то говорила: девка, тебя здорово сглазили! После совала туесок в руки со словами: пойдешь домой — ни с кем не разговаривай. Если остановят, туесок на землю поставь, ответь, чё спросят, и дале иди. Пей по нескольку глотков в день. Кончится вода, приходи снова.
Вот так и лечились».
Чувствуете музыку слов?! Как точно передана бытовая картинка народной жизни!
И так в каждом музейном зале, следуя за экскурсоводом, словно проживаешь вместе с ним и зарождение села, и его судьбу, начиная с века XVII до наших дней. Хотя Русаков говорит о своих земляках, называя конкретных людей по имени-отчеству, повествуя о каждом своем герое в отдельности, но, слушая его, почему-то думаешь о судьбе народа, страны… Не в этом ли мастерство и умение талантливого рассказчика, превращающего бытовые истории в публицистику…
«…О чем еще вам рассказать здесь? (Разговор в часовне, установленной над знаменитым на всю округу коптеловским родником.) О церкви здешней. Первый камень в ее основание был заложен в 1800 году. А до этого здесь была деревянная церковь, сгоревшая по неосторожности сторожа в 1796 году. Тогда коптеловские мужики построили за рекой 10 кирпично-делательных сараев и заготовили кирпич. И в 1803 году главную храмовую часть церкви уже освятили. Затем были сделаны правый и левый приделы, колокольня. Отмечали три особенности этого храма. Первая – колокола. Их везли в г. Верхотурье, а коптеловские мужики прознали и перекупили их на дороге, собрав с жителей села 100 рублей. Вторая — в храме была икона Христа, вырезанная в натуральную величину, принесенная политкаторжанином из Туринска и подаренная церкви. И третья особенность — вокруг храма установили кованую ажурную ограду на белых мраморных столбах.
В 1937 году церковь закрыли. Колокола сбросили и переплавили, ограду сдали в металлолом, а из мраморных столбов построили овощехранилище…»
Отказ от абстрактного обобщения истории села, представление музейных экспонатов – как отзвуки истории отцов и дедов, будь это старинная крестьянская утварь в «избе бабы Кати», или первые сельхозмашины, или солдатские письма земляков, защитников Отечества — позволяют слушателям прочувствовать прошлое, сопереживать его героям, независимо знакомые это или чужие им люди. В музее интересно всем: дошколятам, для них разработана специальная программа «Музей, малыш и сказка», ученикам, для которых музейный урок – это игра, путешествие в свою малую родину, узнавание ее истории, природы, архитектурных памятников, людей… Недаром на школу юных краеведов, действующую уже восемь лет, приезжают в музей даже ребята из Екатеринбурга! А ветераны? Для них это место общения, сюда они спешат на «коптеловские посиделки», на репетиции фольклорного коллектива, на календарные и юбилейные праздники.
Музейные праздники заслуживают особого разговора. Если встреча Нового года, то обязательно на «Мастеровом подворье» с зимними забавами, снеговиками, горками, сказочными героями. Само собой, историей праздника, традициями, символами и прочим. На Масленицу – катание на лошадях, дегустация блинов, взятие снежной крепости, сжигание чучела зимы и т.д. Старинные праздники – Троица, Петров день, Яблочный спас и другие дают возможность их участникам окунуться в минувший мир деревни, вернуться к гармонии человеческих отношений с природой, окружающей средой. А в центре любого музейного праздника его «генератор», вокруг которого «вращаются все и вся», — Леонид Федорович Русаков, сыплющий направо-налево поговорки и пословицы, загадки и вопросы, где в шутку, где всерьез, но с умыслом ненароком направляющий к истокам, к корням, чтобы не забыли, чтобы помнили…
За 40 лет существования музея, 16 из которых им руководит Л.Ф. Русаков, в Коптелово побывали тысячи и тысячи экскурсантов, гостей, иностранных туристов. На базе музея проходят научно-практические конференции областного и федерального уровней, традиционные «Потоскуевские чтения», неординарные выставки. Последние – неотъемлемая часть деятельности музея, причем каждая из них неповторимая. По мнению директора музея, «построение любой выставки подобно процессу написания музыки: из хаоса нот нужно выстроить гармонию звучания». Сначала здесь рождается идея выставки и под нее формируются фонды, ищутся «живые памятники», то есть люди, способные их озвучить. А это не только сотрудники, но и огромная армия помощников, жителей села. Они по просьбе Русакова достают семейные реликвии с тем, чтобы «душа родного им человека могла пообщаться с душами односельчан и гостей села».
Однако созерцание – далеко не единственная цель коптеловских выставок. Следуя своим замыслам, Леонид Федорович приобщает посетителей не просто к теме выставки, но и предлагает сотворчество. Что, к примеру, может быть особенного в новогодних открытках? Но экскурсовод просит найти одинаковые или сосчитать, сколько изображено Дедов Морозов, праздничных троек, свечей, игрушек и т.д. И десятки раз глаза посетителей пробегают по стендам с открытками, тренируя зрительную память, вбирая красоту образов, красок… И это лишь часть ассоциативных моментов из задуманного комплекса «прочтения» выставки, в конце которого можно нарисовать собственную открытку или сочинить праздничное поздравление.
Л.Ф. Русаков – автор ряда методических пособий по музееведению, программ-проектов, брошюр, статей, буклетов. Открыв любое из этих изданий, видишь, «кожей чувствуешь» стремление автора показать реальный мир российской глубинки – деревенский мир, разбудить генетическую гордость за свое Отечество, за его народ. При этом теория подтверждается практикой, накопленным опытом музейной работы. Так, проект «Центр крестьянских ремесел» задумывался с целью изучения и возрождения традиционных ремесел и промыслов, старинных умений и навыков селян. Это могли быть ткачество, вышивка, роспись и т.д., исходя из наличия музейных коллекций и экспозиций, и на их базе создание мастерских, где каждый при желании мог бы поучаствовать в «производственном процессе». В результате в музейном комплексе появилось «Мастеровое подворье», и далее, как нитка за иголочкой, потянулись тема природных богатств территории, инструменты и оборудование для их обработки, результаты труда и творчества. А принцип «я слышу, я вижу, я делаю!» вылился в музейные занятия, мастер-классы по ремеслам, проводимые сельскими умельцами, фестивали ремесел, народные праздники. Отсюда также родился еще один проект – «Деревенские забавы», задача которого максимально использовать созданное коммуникативное пространство, вовлекая в него как можно большее количество людей.
Давно замечено: если руководитель – личность творческая, то он объединяет вокруг себя себе подобных. На любых конференциях, встречах, вечерах, праздниках и даже экскурсиях в Коптелово не обходится без выступления фольклорного музейного коллектива «Неугомонные», не говоря уже о тех, кто готовит эти мероприятия, кто делает доклады и сообщения, кто формирует выставки, оформляет экспозиции, а когда надо, берется за лопату или топор. В основу работы коллектива положен негласный закон: музей живет, если в него ходят, его знают, о нем помнят.
За время руководства Л.Ф. Русаковым в музейном комплексе появились часовня над родником, «Мастеровое подворье», выставочные залы, гостевой дом с баней и столовой. Только за 2008 год проведены 350 экскурсий, музей посетили более 27 тысяч (!) человек, в том числе более 12 тысяч детей. В течение года состоялось 277 музейных мероприятий.
Такова статистика.

Римма ВАЖЕНИНА
Фото Владимира МАКАРЧУКА