За горизонтом — горизонт


А.Зарецкий. "Рассвет на реке"
А.Зарецкий. "Рассвет на реке"

Долгое время за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники и искусствоведы рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. Для того, чтобы из ремесленников стать в полной мере художниками, фотографы были вынуждены с кисточкой в руках «дорабатывать» свои снимки.

Сегодня, с появлением цифровой фотографии, процесс «доработки» облегчил Photo Shop и «иже с ним». Если раньше главной целью теории, практики и печати с плёнки цветной фотографии было абсолютно точное воспроизведение естественного цвета, то сейчас цвета умышленно изменяются, им придаётся подчас некий «рафинированный» вид. Более того, экспонировать «необработанный» снимок считается дилетантством.

Можно сказать, что допечатная обработка связана с пониманием фотографии как самостоятельного вида художественного творчества. Общепринятое мнение гласит: для того, чтобы фотохудожник мог выразить свой внутренний мир, необходимо непременно деформировать объективный слепок действительности, привнести в него нечто субъективно своё (ведь это ОН увидел, подсмотрел, запечатлел!). И как любой вид искусства фотография передаёт зрителю настроения, эмоции, ощущения автора.

А.Устьянцев. "Милый сердцу город"
А.Устьянцев. "Милый сердцу город"

Обилие ярких насыщенных цветом работ представлено в городском музее искусств на фотовыставке с лиричным названием «Милый сердцу город», которая открыла посетителю свои двери 9 января. И посетитель имеет право рассчитывать на то, что под таким названием он увидит лёгкие трогательные работы, полные восторженного признания в любви Милому Городу. Взгляните: надежды оправдываются! Например, под одноимённым выставке названием экспонируется работа А.В. Устьянцева.

На выставке представлено 87 работ 18-ти авторов, большинство из которых хорошо знакомы по прошлым выставкам. Это Ольга Юрьевна Сафина, Валерий Юрьевич Кайнов, Сергей Григорьевич Голубчиков, Олеся Сергеевна Беляева, Евгений Дмитриевич Шалгин, Юрий Евгеньевич Беспалов, Ольга Ивановна Тамко, Алексей Галактионович Фоминых, Владимир Георгиевич Сгибнев, Алексей Фёдорович Ершов, Ирина Александровна Свиридова, Андрей Васильевич Зарецкий, Александр Викторович Устьянцев. И юные участники выставки Любовь Шатунова, Елена Гилязетдинова, Юлия Пойманова, Светлана Храмова, Маша Николаева.

Изначально светопись, в отличие от живописи, представляла собой изображение действительности в документально подлинной форме. Сегодня подобный подход к фотографии уходит в разряд жанров. Помимо общеизвестных художественных жанров фотография приобрела по мере развития свои специфические. Последние представлены на городской выставке уличной (например, серия «Подиум на тротуаре» О.Ю. Сафиной), спортивной («Скорости жизни» 13-летней Любови Шатуновой) и даже макрофотографией (Ю.Е. Беспалов). В изобилии представлен пейзаж (работы А.В. Устьянцева, А.Ф. Ершова, А.В. Зарецкого, Е.Д. Шалгина, И.А. Свиридовой, О.И. Тамко, А.Г. Фоминых), портрет (О.Ю. Сафина, С.Г. Голубчиков, А.Г. Фоминых), бытовой жанр, чёрно-белое фото. Стоит отметить, что на выставке экспонируется несколько «триптихов» («Для тех, кто любит» В.Г. Сгибнева, «Современники» В.Ю. Кайнова), «диптихов» («Свет, озаряющий землю» О.И. Тамко, «Выпускница» С.Г. Голубчикова) и серий («У природы нет плохой погоды» О.И. Тамко, «Путь к храму» А.Г. Фоминых и др.), где чувствуется тщательный подбор работ, вдумчивое отношение к обозначенной теме.

С.Храмова. "Спокойствие"
С.Храмова. "Спокойствие"

Рассматривая представленные работы, невольно погружаюсь в запечатлённый на них мир: тону в лучах полуденного или закатного солнца (А.В. Зарецкого, А.И. Свиридовой), слышу тишину вечернего города (О.И. Тамко), ощущаю тепло полей и цветов (Е.Д. Шалгина, В.Г. Сгибнева), лёгкий весенний ветер (С.Г. Голубчикова), колючий мороз (Ю.Е. Беспалова), дождём напоённый воздух (А.Ф. Ершова)… Переходя от работы к работе, словно переживаю новую встречу. И ловлю себя на мысли, что мне хочется узнать, где это снято, кто они — изображённые здесь люди…

Каждый фотограф, а тем более фотохудожник, желает быть понятым и востребованным. Он хочет заявить о себе этому миру, быть услышанным. Донести до зрителя свои возмущения и восторги. Свои переживания и наблюдения. Показать в своих работах бесконечность мира, ведь за каждым горизонтом следует новый горизонт. И каждый фотограф ощущает его по-своему.

Л. РАДИНА