Ювелир Анна Бочкарёва


Сегодня у нас встреча с самым молодым ювелиром Алапаевска, десятиклассницей школы No 4 – Анной Бочкарёвой. Её уже не назовёшь начинающим ювелиром, потому что за два года Анна создала не только несколько комплектов украшений из уральских камней и самоцветов, поделочных камней, но и хорошо изучила эту тему. Нынешней весной Анна Бочкарёва представила на конференции юных краеведов в Нижнесинячихинском музее деревянного зодчества имени И.Д. Самойлова свой исследовательский проект «Малахит – уральский самоцвет и достояние России» с практическим приложением. Все участники смогли воочию убедиться в мастерстве алапаевской школьницы.

Каким был путь к ювелирному делу? Об этом наше интервью с молодым мастером.

Анна, почему вдруг пришла идея – делать украшения из уральских самоцветов и конкретно из малахита?

– Когда-то давно я увидела у мамы шкатулку из малахита и удивилась красоте этого камня. С тех пор я начала изучать литературу об уральских самоцветах как научнопопулярную, так и художественную. И особенно увлеклась малахитом. Оказалось, что рядом со мной всегда был удивительный магический камень! Со временем начала понимать – что это за камень и почему его считают символом Урала, России и за что его так любят ювелиры…

С удивлением я узнала, что сегодня малахит – на пике популярности у ювелиров.
Когда я изучала историю этого камня, узнала, что в древности месторождения малахита были открыты только в трёх местах: Египте, около Самарканда и в горах Кеймада-Гранди (Бразилия). В те времена из малахита часто делали печати и даже деньги. Считалось, что монеты из малахита, благодаря заключённым в этом камне магическим силам, защищают от опасности маленьких детей. По мнению некоторых исследователей название камня произошло от цветка мальвы.

Родина лучшего в мире поделочного малахита – Урал, особенно богаты были месторождения Меднорудянское в Нижнем Тагиле и Гумёшевское в Полевском, но сегодня они практически выработаны. Сейчас малахит добывают в Африке, Южной Австралии и США. Однако этот малахит по своим узорам и качеству не идёт ни в какое сравнение с уральским! В связи с этим уральский малахит до сих пор считается самым ценным и дорогим.

А вы знаете, что существует четыре вида малахита: плотный, лучистый, радикально-лучистый и плисовый? Об этом камне можно говорить часами. А сколько о нём существует легенд и преданий! Мы знаем хорошо сказы Бажова, но не знаем, что о малахитовых чудесах говорили ещё в древности и разные народы.

Например, есть предание, что если человек выпьет воды из малахитовой чаши, то он обретёт дар ясновидения и станет понимать речь птиц и зверей. У уральского камня есть и особые магические свойства – малахит способствует выведению из человека негативной энергии, помогает укрепить волю. Если вы хотите обрести физическую и эмоциональную гармонию, носите украшения из малахита. Многие терапевты утверждают, что малахит имеет различные лечебные свойства. Он улучшает зрение, помогает при бронхолёгочных заболеваниях, улучшает работу селезёнки, уменьшает боли при артрите. Малахит применяют при лечении сердца, поджелудочной железы и селезёнки.

Сегодня часто можно встретить ювелирные изделия из искусственного малахита. Как его отличить от натурального?

– Да, действительно, сегодня искусственные камни с использованием различных синтетических материалов по специальной современной технологии научились делать так, что они полностью ими тируют рисунок, плотность, цвет камня и так далее.

Но есть несколько хитростей, с помощью которых можно определить искусственный малахит или настоящий. В первую очередь надо обратить внимание на рисунок – у оригинала он является закономерно косметическим, сложным и красивым. Если это подделка, то узор будет неправильной формы. Имитацию легко узнать – узор на камне похож на «зебру» с разными зелёными оттенками.

Анна, как и у кого вы учились ювелирному искусству?

– К этому я тоже пришла постепенно. Во-первых, меня всегда вдохновляла и помогала моя мама Алевтина Павловна Бочкарева. Она очень творческий человек, и любовь к искусству, умение находить вдохновение – это всё от неё. Кроме того, несколько лет назад мама увлеклась созданием ювелирных изделий. И я вслед за ней потянулась. А во-вторых, проучившись в художественном отделении Алапаевской детской школы искусств, я начала по-другому смотреть на мир. Все секреты художника открыла мне преподаватель Алёна Васильевна Шишова.

Всё это в комплексе постепенно привело меня к ювелирному искусству…
Помню свои первые впечатления и размышления перед витриной с ювелирными украшениями: как это происходит, какой путь проходит каждое изделие, прежде чем оказаться в продаже. Сейчас я могу назвать эти этапы: от эскиза на бумаге до готовности изделия для реализации.

Расскажете об основных этапах по изготовлению украшений?

– Да, с удовольствием!
Первый шаг – это создание эскиза.
Обычно я несколько раз обвожу на бумаге камень, а потом на этой основе рисую несколько различных эскизов. Некоторые элементы украшения я придумываю сама, некоторые вижу в интернете и применяю их. Затем выбираю из всех наиболее понравившийся эскиз.

Шаг второй – это подготовка материалов.

В технике «Wire Wrap» («варворкинг») используется в основном медная проволока, которую можно купить в любом магазине строительных материалов. Очищаю проволоку двух-трёх видов разного диаметра от резинового покрытия. В процессе изготовления изделия может понадобиться маленькая стальная наковальня, молоток, кусачки, плоскогубцы, тонкогубцы, круглогубцы и наждачная бумага.

Шаг третий – создание деталей.

Обкусываю кусачками проволоку нужной длины, выпрямляю её с помощью плоскогубцев с силиконовой насадкой. Загибаю и закрепляю её в нужную форму по эскизу, используя самую тоненькую проволоку, при этом создавая ею узоры как медное кружево. Если по эскизу нужна проволока плоская, то отбиваю её предварительно молотком на наковальне. Таким образом создаю все детали.

Шаг четвёртый – соединение деталей.

Соединяю все детали последовательно и аккуратно, при этом, доделываю и корректирую их. Не забываю ставить и кабошон, закрепляя его как можно крепче.

Кабошон (в переводе с франц. Caboche – голова) – способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки. Также кабошоном называют обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки. В форме кабошона обычно обрабатываются камни, обладающие хорошим цветом или каким-нибудь оптическим эффектом, но не имеющие достаточно сильного блеска при огранке. Мутные и полупрозрачные разновидности также часто шлифуются в виде кабошонов.

Вместе с тем некоторые камни проявляют все свои достоинства именно в виде кабошонов – именно таким является и малахит.

Затем огибаю и закрепляю его там, где надо по эскизу. С помощью надфиля, напильника с мелкой насечкой, подпиливаю концы, дефекты или неровности. Довожу изделие до готовности.

В итоге получается украшение с эскизом.

Если будете следовать постепенно и аккуратно, вы тоже сможете сделать своё украшение.

Светлана НИКОНОВА
Фото автора