«Видят все, замечает фотограф»


«Что там?» Автор Александр Ряпосов

Так часто говорит Александр Ряпосов, председатель городского клуба фотолюбителей «Фотон». И эти слова, пожалуй, как нельзя лучше объясняют, почему фотографы делают тот или иной снимок. В обыденном и повседневном они замечают особенное и важное. И через своё творчество делятся этим открытием с окружающими. В субботу, 4 декабря, в Доме-музее П.И. Чайковского открылась традиционная ежегодная выставка фотоклуба.

Открытие выставки украсила живая музыка в исполнении научного сотрудника музея Елены Черемных.

– На этот раз выставка не получила официального названия. «Фотоновцы» просто представили лучшие, на свой взгляд, работы. Мы развесили их по четырём стенам, разбив таким образом по четырём темам, – пояснил в приветственном слове Александр Ряпосов. – Кстати, наша первая выставка состоялась в музее Чайковского десять лет назад, когда после долгого перерыва «Фотон» возобновил свою деятельность. Тогда авторов и работ было много. В этом году из-за ограничений, связанных с пандемией, и работ и авторов мало. При этом даже не все авторы смогли прийти на открытие – не у всех есть QR-код.

«Я гляжу ей вслед ничего в ней нет». Автор Валерий Баякин

Искусство всегда является выражением духа своего времени. За последние год-полтора в городе и районе было существенно меньше массовых мероприятий. И на выставке почти нет с них фотографий. За время пандемии сообщения о болезни и смерти стали неотъемлемой частью информационного пространства. В связи с этим тема жизни приобрела более весомое, глубокое значение. На выставке представлена тема рождения – ожидания ребёнка, материнства. И может быть в связи с тем, что медийное пространство перенасыщено изображениями людей в белых халатах и масках, подобных сюжетов на фотовыставке нет совсем. Здесь как будто бы нарочито отсутствует тема боли и страдания. А преподнесена тема радости, жажды жизни, праздника, флирта, вечных ценностей.

Многие посетители выставки говорили: «Красиво. Особенно портреты и пейзажи».

Пейзаж Евгения Котлова

Так какие же сюжеты на этот раз близки фотографам? Что заметили они и что представили на выставке?

Все четыре работы Евгения Котлова – это пейзажи. Евгений Иванович много ходит пешком по окрестностям Алапаевска, и как говорит, замечает интересные ракурсы, привычные вещи при другом освещении (в сумерках или лучах солнца) и делает снимки.
Юрий Окунев представил на выставке ночной костёр (работа «Пляшущий огонь»), цветы лилии на чёрном фоне («Серёжки»), портрет женщины, обеими руками держащей икону («Благодать»), всполохи закатного солнца в небе («Огневушка-поскакушка»).

В работах Ольги Сафиной – женские образы запечатлены, очевидно, во время разных мероприятий в Алапаевске и Коптелово.

Александр Ряпосов тоже представил изображения людей. Это жанровые сцены («Не уходи», «Что там?», «На связи») и фото юной модели на белом фоне («Портрет»). Как признаётся Александр Михайлович, многолетнее сотрудничество с городскими газетами сделали из него репортажника. Замечать настроение людей, видеть в их взаимодействии сюжеты, пытаться уловить и посредством фотографии передать внутреннее состояние человека – являются лейтмотивом его творчества.

«Моя родная сторона». Автор Сергей Самков

Молодая участница «Фотона» Настя Егорова тоже представила женские портреты, но с тщательно продуманными сюжетами – торжественные, передающие состояние, либо на что-то намекающие. «Новый день» – женский портрет на фоне Свято-Троицкого собора, «В ожидании» (портрет беременной женщины), «Милое божество» (женщина с младенцем), «Русалки» (две девушки в воде в полупрозрачных белых рубашках).

Ещё одна на этой выставке сюжетная серия у Кирилла Никонова. Это три женских портрета в исторических костюмах – «Она», «Дружная эпоха», «Алисе – 37». Последняя – с пояснением, что это Алиса из Страны чудес.

В работах Вячеслава Ганцева – дети, пускающие мыльные пузыри («Мыльные радости»), казаки, готовые к битве («Покорители Сибири»), уходящая за горизонт узкоколейка («Дорога к солнцу»), очертания старой мельницы в Нижней Синячихе («Утренние миражи»). В последней работе особенно хорошо передан туман.

Работы Сергея Самкова – это моменты, выхваченные из длинных летних дней, наполненных своими радостями и заботами. Три из них – женские портреты. А четвёртый – фотография мужчины, сидящего спиной к зрителю на фоне села Арамашево.

Светлана Федосова представила городские пейзажи, но это не Алапаевск, а Екатеринбург и СанктПетербург в тёплое время года.

«Утренние миражи». Автор Вячеслав Ганцев

Единственные работы в технике макросъёмки – у Юрия Беспалова. Из них наибольшее внимание привлекает фотография ярко-салатовой гусеницы («Королева красоты»), словно отсылающей зрителя в детство, когда всё было большим.

На фотографиях Валерия Баякина, как всегда, сельский пейзаж, животные, православные храмы. А с авторским названием-пояснением эти привычные вещи наделяются новыми смыслами – глубоким и серьёзным или даже шутливым.

При просмотре фоторабот напрашивается общее название «Грани мироздания». Но вы сможете составить о выставке собственное мнение, если в ближайшие два месяца, пока выставка «Фотона» будет открыта, посетите Дом-музей П.И.Чайковского.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото предоставлено клубом «Фотон»