Тропинка к музеям…


Под таким названием в Алапаевском музее искусств открылась выставка работ Евгения Матросова. Творчество художника для алапаевцев уже не в новинку. Почти ровно год назад, весной 2015-го, успешно прошла его выставка в Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова. Называлась та экспозиция «Сельские пейзажи».

Здесь название другое (об этом отдельно), как совершенно иной и подбор работ. Что отнюдь не снижает общего впечатления. Наоборот, зритель, побывавший на обеих выставках, сможет теперь составить наиболее полное мнение о данном авторе. Впрочем, это ещё не весь Матросов. Жители городов Свердловской области знают Евгения Ивановича и как исполнителя авторской песни. Он неоднократный участник, лауреат и дипломант бардовских фестивалей в 2008-2010 годах.
А увлечение живописью у Евгения Матросова, в прошлом рабочего гидролизного завода, началось достаточно традиционно. Ещё с детства ему нравились произведения классической живописи. Собирал книги, альбомы по искусству, репродукции картин. Однажды попробовал скопировать классический пейзаж. Получилось! Поначалу работал для себя. Потом стал показывать свои картины на выставках. Творчество ведь затягивает необратимо…
Чем интересна конкретно эта выставка? Только ещё входя в зал, словно попадаешь в знаменитый музей уровня Лувра или Прадо. Классическая живопись обладает неповторимой мощной энергетикой. При более внимательном и близком рассмотрении, конечно, понимаешь, что перед тобой всего лишь копии картин. Но, как говорится, если не букву, то дух всемирно известных произведений художнику передать удалось. Он не боится копировать и признанные шедевры.
Вот, например, «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. Этот женский портрет, написанный в 1665 году, не зря называют голландской Моной Лизой. Увидеть подлинник, картину размером чуть больше стандартного листа формата А3, мечта знатоков и любителей живописи всего мира. В какой мере копия здесь приблизилась к оригиналу — судить зрителям. Можно на этот счёт и поспорить.
Но выставка совсем не случайно называется «Тропинка к музеям…». Посмотрев на копию, зрителю захочется, может быть, сначала увидеть репродукцию картины в альбоме (как вариант — в виртуальной галерее, сайтов по искусству в Сети очень много), а потом — кто знает? — и в оригинале, в музее. Как говорится, Гаага ближе, чем ты думаешь!
Или взять картину Фрагонара «Качели», маленький шедевр в стиле рококо, сама история создания которой может служить темой отдельного рассказа и даже целой экскурсии… Точно так же и с копиями других живописных произведений, представленных на этой выставке.
Из сказанного можно сделать очень простой вывод. Любой путь всегда начинается с нескольких первых маленьких шагов. Путь к настоящему Искусству — не исключение.

А. Фоминых
Фото автора