Стоял в Мугае храм


Год назад в нашем Мугайском музее возникла новая тема для исследования – «Пророко-Ильинский храм в селе Мугай». И вот какие сведения удалось собрать за это время.

Каменный, трёхпридельный
Краткая информация о существовании нашего храма, относящегося к Топорковской волости, содержится в книге за 1902 г. «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»: «Можно предположить, что вместе с основанием Мугайскаго погоста (в 1613 г.), или по крайней мере в скором времени после того, построен был тут храм Божий. Этот первоначальный деревянный храм, стоявший севернее нынешняго каменнаго, сгорел, но в какое время, никаких сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно лишь то, что вместо него был выстроен каменный храм с малым приделом с северной стороны, и в 1776 г. 10 сентября освящён Архимандритом Верхотурскаго монастыря. Главный храм был освящён в честь пророка Божия Илии, а придельный – во имя Святителя Николая Чудотворца…»
И, само собой разумеется, возникли вопросы: как выглядел храм (к сожалению, не сохранилось ни одной фотографии), кем и на какие средства был построен, кто служил в нём, кто из священнослужителей входил в отделение Верхотурского общества попечения о народном образовании и т. д.

Дом священника в Мугае, фото середины XX века
Дом священника в Мугае, фото середины XX века

Поиск имён
В результате краеведческой работы начала создаваться экспозиция «Храм в селе Мугай». За основу мы взяли бесценный материал, который оставила музею Толмачева Вера Алексеевна. Это написанная от руки таблица с именами священнослужителей, которые в разное время служили в Пророко-Ильинском храме. В списке 31 имя (псаломщики, дьяконы, священники, церковные старосты).
Ещё одна рукопись Веры Алексеевны содержит воспоминания жителей села о землях Топорковской волости, где жили служители храма: «На правом берегу р. Тагил имеется так называемый «Поповский луг» в 8-10 десятин, он был распределён между священниками отцом Сергием Извольским, Сергеем Поповым, псаломщиком Бирюковым Всеволодом Вл. По правую сторону Ирбитско-Верхотурского тракта, ниже кладбища – так называемая «Нижняя перемена». Пашни принадлежали тоже Извольскому, Попову, Бирюкову. Земли Тагильской слободы, расположенные на левом берегу р. Тагил, тоже были церковные. Площадь этих земель составляла 15 — 18 десятин. Пахотные земли «Чернышихи» были отданы священникам отцу Ивану Удинцеву, отцу Димитрию (фамилию не помню), отцу Николаю Пономареву, дьякону Крониду Коровину».

Расстрелянный священник
Поиск документов, из которых мы черпаем информацию к нашей экспозиции, ведётся в том числе и в архивах Свердловской области. Например, информацию о том, что в 1871 г. в Мугайском училище работал в качестве законоучителя священник Афанасий Собянин, мы получили из «Выписки из Памятной книжки Пермской дирекции народных училищ Пермской губернии».
В 2016 году с нами связался отец Максим Дударенко (благочинный Алапаевского церковного благочиния). К нему обратилась Г.Н. Егорова, внучка священника Пономарева Василия Ивановича, служившего в Пророко-Ильинском храме. Она просила увековечить в селе память о последнем священнослужителе.
Галина Николаевна поделилась с нами архивными документами о репрессии своего деда и его реабилитации. Оказалось, что отец Василий служил в Мугайском храме до 1937 года. В 1920 году его арестовали первый раз за «подпольную агитацию против советской власти». Второй арест последовал в 1937 году. 2 ноября 1937 года Пономарев Василий Иванович был приговорён к расстрелу. Реабилитирован в 1964 году.

Отец Сергий Попов (1872 — 1921 гг.) до конца исполнял свой священнический долг
Отец Сергий Попов (1872 — 1921 гг.) до конца исполнял свой священнический долг

Причиной стал тиф
В интернете мы нашли внука ещё одного священнослужителя Мугайского храма, Попова Сергея Ивановича, который поведал нам о трагической судьбе своего рода: «Сергей Иванович Попов родился 17 сентября 1871 года. 16 сентября 1872 года в молодом возрасте умирает отец семейства Иван Макариевич Попов, псаломщик церкви Архангела Михаила Новоипатовского села. Вдова Елена Ивановна с шестью детьми проживали в бедности. Для детей было выделено пособие 24 рубля в год.
Смерть отца наложила отпечаток на характер Сергея, его братьев и сестёр. Дети не были избалованы, дружно выполняли все необходимые работы во благо семьи.
В 1894 году, после окончания Екатеринбургского духовного училища Попов Сергей Иванович был определён псаломщиком к Мугайской Пророко-Ильинской церкви… Его семья жила в доме священников, имела лошадь, корову и огород. Воспитывала пятерых детей…
В 1921 году свирепствовала эпидемия тифа, умирало много людей. Отец Сергий, исповедуя больных тифом, заразился сам и через неделю умер. Трагический итог семьи: три брата — все священники, из них близнецы Константин и Александр – зверски убиты в 1918 году, а Сергей умер при исполнении своих священнических обязанностей. Остались жена Попова Клавдия Васильевна и пятеро детей. Вся семья переболела тифом.
Вскоре приехал новый священник. Семье пришлось освободить для него дом. Их переселили в гусятник. Всей семьёй они выскребли гусиный помёт толщиной 20 см и сбили русскую печку из глины, но условия для проживания были ужасны: вода замерзала на полу, в помещении копоть, едкий дым, печка сильно дымила, не было керосина, жгли лучину, жили в полумраке и тесноте…».

А что помнят жители?
Поговорили мы и с нашими старожилами, от которых узнали, что храм предположительно закрыли в 1935 — 36 гг. Во время Великой Отечественной войны в нём располагалась МТС (машинно-тракторная станция), существовавшая там до 1952 г. В середине 50-х годов храм начали разбирать колхозы: кирпичи использовались для хозяйственных нужд. Затем место, где он стоял, разровняли бульдозером.
В настоящий момент на месте бывшего храма установлен поклонный крест.
…Начало экспозиции «Храм в селе Мугай» положено. Поэтому обращаемся к жителям Алапаевского района с просьбой помочь нам в сборе информации. Может быть, у кого-то остались фотографии или есть история семьи, связанная с селом Мугай. Будем рады любой помощи.

Е. ПЛАСТЕЕВА
Фотографии предоставлены С. ПОПОВЫМ