Слово о Мастере


24 мая в Доме кино Екатеринбурга состоялся творческий вечер Владимира Попова – алапаевского кинорежиссёра с мировой славой.

В этот день много было сказано добрых слов в адрес мастера кино, поздравлений. Друзья и коллеги шутили, читали стихи, вспоминали и задавали вопросы. И только когда выключался свет и на экране появлялись первые кадры фильмов, зал замирал…

– Герои появляются в самом начале фильма. В каждом фильме – неординарный сюжет, необычный, непредсказуемый! Где ты их берёшь? – спрашивают коллеги по киноцеху.

В одной из пауз между фильмами Владимир Юрьевич признался, что киносюжеты часто находят его сами – случайный взгляд, встреча, а некоторые, как например, для фильмов «Клондайка» и «Станция Лямур», режиссёр прочитал в газете «Алапаевская искра» – о несчастном случае на шлакоотвале и отчёт врача-венеролога.

В течение всего вечера Владимир Юрьевич делился воспоминаниями о том, как проходили съёмки, как преодолевались трудности, о выборе актёров, о своих незаменимых кинооператорах и их помощниках… И вновь выключался свет… И зал замирал. Начинался фильм. После каждого фильма – аплодисменты, поздравления и подарки. Ведь творческий вечер – не простой, в честь юбилейного дня рождения настоящего мастера кино! И, конечно, признания в любви к его фильмам:

– Володя, у тебя всегда такая точно выверенная стилистика картины! Простота изложения материала подкупает!

– Каждый кадр длится столько, сколько нужно. Ничего лишнего. Твоё творчество сродни фильмам Тарковского. Без лукавства…

– А какая работа со звуком! Закадровые монологи, точные, органичные. Созвучные теме и тональности фильма стихи, музыка, песни… И потрясающие финалы!

Из биографии Родился в г. Казалинске Кзыл-Ординской области (Казахстан) в 1961 году. После окончания средней школы в г.Алапаевске служил в ВДВ.
Высшее образование получил в Нижнетагильском педагогическом институте. Работал учителем истории в средней школе г. Алапаевска.
С 1990 по 1995 был директором филиала Объединённого творческого центра Союза дизайнеров России, руководителем представительства международных программ Уральской ассоциации клубов ЮНЕСКО.
В 1998 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. С 1997 года по настоящее время – кинорежиссёр. Проживает в г. Алапаевске.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

«ДОРОГА К РАЙСКОМУ САДУ»
Год выпуска 1995.
Размышления о России во время путешествия из Екатеринбурга в заброшенную деревеньку, где в одном из полуразрушенных домов сохранились настенные росписи цветов из «райского сада». Лауреат конкурса «Новые времена» (ИНТЕРНЬЮС, институт «Открытое общество»), диплом/грант за лучший сценарий документального фильма.

«ПЕЩЕРА»
Год выпуска 1998.
О жизни бывших репрессированных и их потомков разных национальностей в лесном посёлке на севере Свердловской области.

«ДНЕВНОЙ СОН»
Год выпуска 2000.
История взаимоотношений маленькой, неизлечимо больной девочки и няни в доме-интернате для неизлечимо больных детей.
III премия конкурса студенческих работ «Святая Анна», диплом кинофестиваля «Московский Пегас».

«ГАДАНИЕ ПЕРЕД ЗАКАТОМ»
Год выпуска 2001.
На берег небольшого озера, богатого целебными грязями, летом съезжается много отдыхающих. Среди них немало женщин, которые самостоятельно пытаются лечиться этими грязями от бесплодия.
Фильм Владимира Попова признан национальным достоянием и принят на вечное хранение.

«КЛОНДАЙКА»
Год выпуска 2002.
В условиях повсеместных невыплат заработных плат, люди разного возраста, разных профессий, женщины, дети вынуждены подручными средствами «добывать» ферромарганец на шлакоотвале металлургического завода. Эти «изыскания» нередко сопровождаются смертельными исходами. В том числе гибнут и дети.
Гран-при VIII международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер»; приз газеты «СКновости» – «Хрустальный глобус» (фильм признан Национальным достоянием и принят на вечное хранение); дипломы и призы различных международных кинофестивалей.

«ДОМ НА КАЧЕЛЯХ»
Год выпуска 2002.
Взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми бывают не только сложными, но и жестокими.
В главных ролях: Аня Картузова, Наташа Халтурина.

«СТАНЦИЯ ЛЯМУР»
Год выпуска 2003. Жизнь молодого фельдшера в далёком таёжном посёлке, который ещё и принял на себя заботы о чистоте нравов местного населения, складывается не просто. К тому же и любимая девушка не спешит переезжать в эту глухомань.
Приз газеты «Уральский рабочий» на XV Открытом фестивале документального кино «Россия» – «За гуманизм киноискусства»; диплом финалиста Всемирной конференции «Телевидение в интересах общества» (INPUT-2005 в Сан-Франциско), фильм вошёл в каталог лучших мировых фильмов INPUT-2005.

«УНЕСИ МЕНЯ, ВЕТЕР…»
Год выпуска 2005.
У 13-летнего Серёжи Коробейникова совсем не простая личная жизнь. Его бабушка парализована, мама – инвалид, от него отказался отец, живёт и учится в детском доме-интернате… Тем не менее, он увлекается чтением, сочиняет стихи, служит алтарником в церкви и… ему очень нравится одна девочка.
Приз за лучший детский фильм на I Всероссийском Сретенском православном кинофестивале «Встреча»; диплом/приз «Бронзовый Витязь» на XV Международном кинофестивале «Золотой Витязь».

«ПОД ОДНИМ НЕБОМ»
Год выпуска 2006.
В исправительной колонии существует театр. Заключённые ставят в нём детские пьесы. В детском реабилитационном центре «Надежда» тоже существует театр. В нём дети-инвалиды ставят кукольные пьесы. Между двумя театрами установилось необычное сотрудничество.

«ОТ ПОДСНЕЖНИКОВ ДО ЖЁЛТЫХ ЛИСТЬЕВ»
Год выпуска 2009.
Ра б от а парашютистов-пожарных насколько романтична, настолько и опасна. Каждый по полгода не бывает дома, а находится там, где необходимо, «где горят в лесу цветы», в какой бы точке страны они не горели. «Лишь одна надежда с нами, что домой вернёмся мы».
Диплом/приз конкурса «Камертон».

«ЗВОНЮ СЕБЕ»
Год выпуска 2010. Недавно разведённый учитель танцев Сергей едет из Екатеринбурга к бабушке в деревню Москва, чтобы начать там жизнь заново. Но деревня оказалась сгоревшей, а визит к бабушке – это визит на кладбище. По дороге он встречает знакомую одинокую женщину. Возможно, это начало не столь печальной истории.

«ЗВЁЗДЫ ЗА СТЕКЛОМ»
Год выпуска 2013. У жильцов психоневрологического диспансера и детского дома биографии сложные. Несмотря на замкнутость пространства и ограниченность в контактах с внешним миром, жизнь обитателей весьма насыщенна. Кажется, что всё относительно благополучно. Кажется, пока мы не видим эти контакты в настоящем, с прошлым; пока не видим лица взрослых и детей в окнах их домов, наблюдающих салют в небе над городом – отголосок далёкого праздника жизни.

«О ДЕВОЧКАХ, ЖЕНЩИНАХ, ПТИЧКАХ»
Год выпуска 2014. Для чего нужны людям птички? Этот вопрос для героев фильма звучит так же, как и вопрос: для чего нужна людям любовь…
Диплом фестиваля «Первозданная Россия».

Подготовила Светлана НИКОНОВА
Фото автора