С именем великого композитора. 7 мая день рождения Петра Ильича Чайковского.


7 мая, в день рождения великого композитора, открыл свои двери обновлённый Дом-музей Петра Ильича Чайковского. Специально к этой дате провели не только ремонт фасада и отделку внутренних помещений, но и благоустройство парка. На все работы из областного бюджета ушло порядка 7 миллионов рублей.

Великий русский композитор оставил нам обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах, в числе которых 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса.
На торжественном митинге, посвящённом 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, присутствовали министр культуры Свердловской области Павел Креков, генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова, заведующая филиалом — Домом-музеем П.И. Чайковского Елена Черемных, директор Свердловской государственной академической филармонии Александр Колотурский, народный артист России, профессор Юрий Розум, председатель Думы МО город Алапаевск Галина Канахина и другие. Гости возложили цветы к памятнику композитора. После чего всех пригласили пройти в музей.
Сотрудники музея постарались превратить этот день в настоящий праздник. Вниманию посетителей была предложена целая программа. Это и новая выставка, включающая картины по произведениям П.И. Чайковского, сценические костюмы и филателию. И экскурсия по дому-музею, в ходе которой директор Елена Черемных демонстрировала звучание некоторых музыкальных инструментов. И угощение — горячий шоколад, приготовленный по старинному рецепту. И «Школа танцев», где каждый желающий мог освоить несколько танцевальных фигур XIX века. И файер-шоу «по-Чайковски» — фейерверк, который вполне могли устроить в честь маленького Пети Чайковского на день его рождения.
И конечно, весь день здесь звучала музыка — прекрасная музыка Чайковского.

Юрий Розум: «Через эту музыку мы познаём мир»

Три дня в Алапаевске шли концерты III фестиваля П.И. Чайковского. Одним из его участников стал народный артист России, лауреат международных конкурсов, солист Московской Государственной филармонии, президент Международного благотворительного фонда Ю. Розума, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), профессор и заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Александрович Розум.
Вечером 6 мая зрители могли услышать прекрасную музыку в его виртуозном исполнении, которая прозвучала на концерте в городском Дворце культуры. А днём 7 мая в Доме-музее П.И. Чайковского Юрий Александрович исполнил два известных произведения этого великого русского композитора. Они прозвучали в мезонине дома-музея на открытии выставки «Чайковский и театр» из фондов Воткинского музея-заповедника.
После этого Юрий Александрович ответил на вопросы корреспондентов.
— Вы впервые в Алапаевске?
— Да.
— Какие мысли навеял на вас этот город?
— Могу сказать по слогану фестиваля: «Чайковский ближе, чем ты думаешь». Я всю жизнь думал, что для меня, в моей жизни, вообще музыки ближе чем Чайковского просто не существует. И не предполагал, насколько ещё ближе он может быть. И теперь, приехав в Алапаевск, я понимаю: этим он дышал, здесь он бывал, здесь он рос, здесь он приобретал свои первые впечатления, которые потом воплотились в великую музыку. Поэтому играть здесь, — что вчера во Дворце культуры, что сегодня в доме-музее, — это особая ответственность и одновременно радость. Такое ощущение, что здесь присутствует его дух. И он действительно ближе, чем все мы думаем.
Вообще я считаю, без Чайковского жизнь современного человека просто невозможна. В противном случае она была бы неполноценной. Мы познаём мир через эту музыку. Первые детские впечатления приходят к нам через «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро». Потом мы делаем первые шаги в игре на фортепиано — «Детский альбом», старинная французская песенка, «Болезнь куклы»…
Затем наступают «Времена года», через которые мы открываем природу, русскую жизнь… А потом через такие сложные произведения, как симфонии, оперы, начинаем понимать любовь, человечность, милосердие, страдание, боль, счастье… То есть музыка Чайковского сопровождает нас всю жизнь. И даже в момент, когда человек уходит, мне кажется, нет ничего важнее, чем финал шестой симфонии… То есть в этой музыке есть всё: и момент появления человека в жизни, и прощание с ним.
— В вашей жизни есть особые, связанные с Чайковским, моменты?
— У меня в жизни столько связано с Чайковским! Например, на профессиональном уровне: все конкурсы, которые я когда-то выигрывал, обязательно включали произведения Чайковского. И, конечно, первые концерты, с которыми я рос, тоже их включали. Это были романсы Чайковского, которые пел мой отец, а он был известным певцом, народным артистом РСФСР. И моё первое появление на сцене было связано с вокальной музыкой Чайковского — я аккомпанировал его романсы. Потом появились уже романсы женские — тоже замечательные, без которых я уже не могу жить.
И конечно, с этой музыкой связаны моменты личные, я бы даже сказал — моменты любви, отношений, которые иногда зависели от музыки Чайковского. Например, от того, как я подойду и сыграю Чайковского, будет зависеть, примет вот эта девушка моё предложение или нет. Видимо, хорошо сыграл, раз приняла… То есть музыка Чайковского в моей жизни — особая история.
— Что-то в Алапаевске напомнило вам о Чайковском?
— Мне кажется, многие мелодии Чайковского прямо развеяны здесь, они отсюда своими корнями. Я уверен, что эти пейзажи, людская душевность, которая до сих пор сохранилась здесь пожалуй больше, чем в центральных городах, безусловно влияла на юного Петю. Но мне хочется побольше увидеть, ведь я пока ещё не успел познакомиться с городом… Спасибо Алапаевску, что он так высоко ценит то, что ему дано историей России. И то, что его жители не просто об этом помнят, но и делают достоянием всего мира.

Материалы подготовила Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора
и Алексея ФОМИНЫХ