Раскинулось вдоль речки широко…


Эти слова очень подходят к селу Раскатиха, с которым мы сегодня встречаемся в нашей рубрике «Деревенька моя». Село очень необычное – с богатой историей и природой, и, конечно, людьми. И мы только чуть-чуть приоткрываем страницы сельской жизни…

Почему Раскатиха?

На этот вопрос не так уж трудно ответить. Такое название деревни как раз подходит к её месторасположению. Она действительно раскатилась по прибрежным узорам уральской реки – Режа и маленькой речки Шакиш, впадающей в Реж.

Правда, когда-то давным-давно деревню называли Раскатищинской, но и это название тоже, по-видимому, было связано с тем, что первым поселенцам, заезжавшим на угор, очень понравилось красивое раскатистое место. Да и избёнки свои они ставили не подряд, а раскатили их по угорам вокруг речек.

Есть ещё одна версия, которая объясняет название деревни…
В переписной книге Л. Поскочина сказано, что в Верхотурском уезде была деревня Раскат из 11 дворов. Позже оттуда, как и из многих таких же населённых пунктов, крестьяне переезжали в южные районы в поисках новых пашенных земель. Возможно, что в числе первых поселенцев деревни были переселившиеся из деревни Раскат, которые и назвали свою новую деревню Раскатищинской, которая позже преобразовалась в Раскатиху.

Из чего же сделана Раскатиха?

В Раскатихе, как и в любой русской деревне, дома строились постепенно, но это чуть ли не единственная в Алапаевском районе деревня, где крестьяне для изб своих выбирали место там, где им больше понравится. И пусть это будет далеко за рекой, но зато ближе к лесу и к «почти волшебному» камню Говоруну (высокий скалистый камень на берегу реки Реж).

Вот как рассказывает о местах заселения деревни Раскатихи краевед Д.Госьков:
«На восточном берегу Режа – конец деревни, и называется это место в народе Малая Раскатиха. Помню эту часть Раскатихи почему-то ещё Городком называли, а те пять или шесть дворов, которые были ближе к мосту через Реж, считались Одиной. Должно быть, когда-то тут один дом стоял. На Заборской дороге, в лесу, за полверсты от реки, стояли два дома, их называли, видимо по фамилии семей, Федюнины. В Малой Раскатихе вместе с Одиной и Федюниными было около сорока пяти дворов».

На западном берегу Режа – другая часть Раскатихи, состоявшая из Большой Раскатихи и Загайновой. Загайновой называли южный конец деревни, за Логом. Главная часть деревни – Большая Раскатиха, которую местные жители потихоньку окрестили коротко – Гора, идёт по улице Ленина от моста до школы. А горой её прозвали потому, что находилась она на горе и зимой с неё катались на санках прямо на реку.
Далее уральский краевед пишет, что все эти части деревни и назывались в прошлом Раскатиха, и было в ней в начале прошлого века примерно около 130 дворов.

Фото 1932 года

В Раскатишинское сельское общество кроме Раскатихи входили ещё две деревни: Андреева и Подосенина. После Октябрьской социалистической революции они слились и стали просто концами одной деревни. Андреева (около 100 дворов) начиналась от школы и шла по правому берегу Шакиша, а Подосенина (около 50 дворов) – по левому берегу.
И все это среди скал уральской красоты с удивительными названиями: Говорун, Змеиный, Бык, Малый камень, Соколье, Богомолье и другие.

Батюшко Реж с сыночком Шакиш

Так ласково в старину называли местные крестьяне реку Реж, так пишет в своих черновиках к сказу «Золотой волос» Павел Бажов, бывавший в этих местах во времена гражданской войны. Документов об этом факте не сохранилось, а народ быль эту сохранил.

Речка Шакиш выходит на поверхность в деревне Деевой, пишет составитель «Словаря дачи Алапаевских заводов» А.Копалов. Вот как он описывал эту речку в 1897-1899 годах: «Шакиш ключ выходит в деревне Деевой, впадает в Реж у деревни Раскатихи. Воды бьют столько, что уже ниже истока в 10 саженях, в своей деревне, воды достаточно для действия мельницы. На протяжении его течения, на четырёх верстах стоит пять мельниц».

Значительно длиннее путь реки «Батюшки Режа». Начинается он на восточных склонах Уральских гор между озерами Таватуй и Исетским. Далее в него впадают множество речек с юго-западной и восточной сторон. До деревни Раскатихи в Реж впадают ещё семь маленьких речек. После Раскатихи Реж принимает в себя ещё семь маленьких речек, и, наконец, у села Невьянского сливается со своей сестрой –, рекой Нейвой, тоже берущей начало в озере Таватуй.
Благодарим библиотекаря Ольгу Мантурову за предоставленный краеведческий материал

Приближаясь к 400-летию…

Коренные раскатихинцы добросердечны, скромны, работящи, умеют петь и веселиться от души.

В 1901 году в селе была построена первая школа.
В 1922 году зажглась первая электрическая лампочка, а в 1928 году, при открытии Подосиновских копей, был установлен паровой двигатель.
В 1934 году Раскатиху подключили к Егоршинской госэнергосистеме. Первый фильм был показан 98 лет назад, в 1923 году. А 93 года назад, в 1928 году был построен первый сельских клуб.
В 1929 году в Раскатихе был организован первый колхоз «Ленинский путь», год спустя – колхоз «Победа», через два года появился первый трактор. В колхозе было восемь конных дворов, молочно-товарные фермы, свинофермы, телятники, фермы кроликов, кур, чернобурых лис. На хорошем уровне было развито растениеводство, в котором работали несколько полеводческих бригад, тракторный отряд и овощеводческая бригада.

Слава алапаевских сельских тружеников доходила даже до Москвы, куда в качестве участников выставки ВДНХ ездили и раскатихинцы.

В годы Великой Отечественной войны из села ушли на фронт 300 человек, 170 из них не вернулись. Оставшиеся женщины, старики и дети самоотверженно трудились вместо мужчин. Их трудовой подвиг чтят и поныне.

Память о славном подвиге и труде своих родных бережно хранят жители Раскатихи. В библиотеке заведующей Ольгой Мантуровой собрано очень много краеведческого материала о жителях, тружениках села, истории школы и даже развитии конного дела в селе. Благодаря её кропотливому труду мы познакомились с таким объёмом материала, которого хватит не на один год….

В1966годубылсоздансовхоз«Деевский», в котором село Раскатиха стала отделением No 2. Но советский и постсоветский периоды – это совсем другая история…

Легенда о камне Говоруне

В Малой Раскатишке когда-то давным-давно проживал Кирьян Загайнов. Соседи, молодые и старые, звали его Киря, хотя многим он годился в отцы, деды и прадеды.

Жил Киря одиноко в избушке на два оконца. Не пахал, не сеял, домашний скот не разводил. Любил охоту, не столько промысел, сколько ходить по лесу, по тайге. Уйдет по своим охотничьим тропам, неделю-две не показывается в Раскатихе. Вернется, соседи упрекают его за долгое отсутствие.

– Для меня лес – дом родной, – говорил он, – Природа поит и сыто кормит. Я к ней с уважением, и она гостеприимна. Вот почему и не тороплюсь вернуться в село.

К старости Киря занемог и в лес – ни ногой. Бывало выйдет к речке, с трудом поднимется на ближний утёс и сидит в тени деревьев с утра до позднего вечера. Ему тут тепло, уютно, а главное – далеко видно. Наступит вечер, у него нет сил, ни желания возвращаться в тесную избушку. Как-то на воскресенье вовсе не пришел домой…

Нет день, другой. Соседи забили тревогу. Кинулись к утесу, на котором обычно проводил дни старик. Кричат: «Киииряяя!». Слышат отклик: «Я-я-я!.

Обрадовались люди – откликается, значит живой. Осмотрели вершину, обшарили склоны – ни пещеры, ни провала, ни трещины, где бы мог укрыться человек.

Киря исчез… С того дня утес вдруг «заговорил» – начал откликаться на голоса людей. В народе его прозвали «Говорун». Удивительно и другое: вдоль Режа подобных утёсов много, а «разговаривает» один Говорун.
С тех пор минули века. Над селом и долиной Режа столько холодных ветров прошумело, пролило злых дождей, а окружающий ландшафт по-прежнему поражает своей самобытностью. Не заросла и тропа, ведущая на утёс Говорун. Жители поднимаются сюда, чтобы позвать: «К-и-и-р-я-я!» и услышать в ответ глухое «Я-я-я!»

Им радостно: значит Кирьян на страже, значит, родная природа будет жить!

Светлана НИКОНОВА
Фото автора