Памяти Подвижника


Круглый стол, прошедший 23 января 2021 г. в доме-музее П.И. Чайковского, собрал не случайно почитателей Веры Борисовны Городилиной – 21 января ей исполнилось бы 110 лет.

Основатель музея Чайковского, инициатор создания музея изобразительного искусства, художник, музыкант, педагог… Каждый из выступающих раскрывал разносторонние таланты Веры Борисовны.

Алапаевская увертюра
Научный сотрудник дома-музея П.И. Чайковского, модератор круглого стола Олег Костромин рассказал об очерке «Алапаевская увертюра», опубликованном в шестом номере литературно-художественного журнала «Урал» в 2003 году. Его соавторы – Вера Борисовна Городилина и искусствовед Екатерина Викторовна Майбурова – не дожили до того момента. Но их совместная работа рекомендована для использования при проведении экскурсий. Очерк повествует о жизни Петра Ильича Чайковского и его родных в Алапаевске и их дальнейшей судьбе.
Почему «Алапаевская увертюра»? Олег Александрович высказал предположение, что по мысли авторов Алапаевск стал увертюрой, то есть вступлением ко всему последующему пути в музыке, ко всему творчеству композитора. В Алапаевске заканчивается детская пора Петра и начинается взрослая жизнь. Здесь юноша понял, что музыка и творчество – его истинное призвание, и именно здесь он начал сочинять музыку.

В Харбине я много рисовала
Сотрудник музея АМЗ Игорь Заложнев показал Веру Борисовну художником. Перечисляя её работы, а некоторые из них демонстрируя из альбома, Игорь Вадимович вспомнил об её огромном вкладе в создание музея изобразительного искусства, о том, как она помогала алапаевским художникам. Лет 8 тому назад музей изобразительного искусства выпустил каталог «Художники Алапаевска». Есть в нём страницы, посвящённые творчеству Веры Борисовны Городилиной.
В автобиографии она вспоминает, что двухлетним ребёнком нарисовала балалайку, любила рисовать лошадей, портреты. «В Харбине я много рисовала», – пишет в своих воспоминаниях Вера Борисовна. В Китае она работала художником в рекламном агентстве, по приезду в Алапаевск устроилась в театр художником-оформителем, лишь позже перешла в музыкальную школу преподавателем класса фортепиано.
В музее АМЗ открыта выставка художественных работ В.Городилиной.

В Алапаевске мне больше делать нечего
Старший библиограф центральной библиотеки Надежда Бакастова познакомила присутствующих с эпистолярным наследием Веры Борисовны, взяв её письма о реконструкции музея Чайковского в девяностых годах, о необходимости создания музея художников. Письма датированы 1990-1996 годами.
Часто в письмах человек предстаёт совсем другим. Вот, к примеру, письмо от 2 января 1990 года, в тот год её выдвинули на присвоение звания «Заслуженный работник культуры». Узнав об этом Вера Борисовна пишет: «…я однако прошу сделать мне добро в несколько другом разрезе: никакого звания мне не нужно – я всем довольна, что у меня есть и что меня окружает, и больше ничего не хочу, но взамен дать лучшие условия двум моим лучшим друзьям, действительно в них нуждающимся… И вместо звания мне одной, такого излишнего бремени удачи, я очень прошу изменить условия жизни этих двух людей: учительницы английского языка Виллиамс Анны Александровны, живущей в заводской квартире в рабочем посёлке и предоставить ей благоустроенную квартиру в одну комнату, где она могла бы согреться и отдохнуть после стольких лет физических лишений. И художнику Дедюхину Николаю Андреевичу, не имеющему ни пенсии, ни приличных условий…»
В своих письмах Вера Борисовна предлагает места, где можно разместить музей художников. Среди её писем попадаются просто небольшие заметки, которые никому не адресованы и могут предстать как страницы дневника.
Впечатлило письмо от 21 июня 1994 года. В нём Вера Борисовна пишет о желании уехать из Алапаевска. Свою миссию здесь она считает выполненной. «Я могла, – пишет она, – заняться чем-то другим, полезным. В Алапаевске мне больше делать нечего».
Осуществить мечту Городилиной так и не удалось. Через девять лет её не стало.

Всё началось с Чайковского
О неоценимой роли Веры Борисовны как личности в создании Дома-музея Петра Ильича Чайковского сказала исполняющая обязанности директора музея Надежда Зиновьева. 15 месяцев жизни композитора в Алапаевске и любознательность Веры Борисовны легли в основу создания музея. В 2020 году ему исполнилось 55 лет. Благодаря Вере Борисовне музей сегодня имеет два направления: жизнь Чайковского и коллекция музыкальных инструментов мира.
Преподаватель и хранитель музея Алапаевской школы искусств Елена Санникова представила Веру Борисовну как преподавателя, организатора концертов, конкурсов инструментальных ансамблей. А воспитанники школы исполнили музыкальные произведения великого композитора.
В завершение участники круглого стола обменялись мнениями, познакомились с выставкой, организованной к 110-летию со дня рождения Веры Борисовны Городилиной.

Светлана ВОСТРИКОВА
Фото автора