Обновляемся с весной


Алапаевский городской музей изобразительных искусств представил в этом году «Школу креативного рукоделия», в рамках которой будут проходить обучающие мастер-классы от различных местных мастериц. Первым стало мастер-шоу по нунофелтингу «Обновляемся с весной», собравшее большое количество зрителей.

Открывая «школу», директор Алапаевского музейного комплекса Наталья Чекасина выразила надежду, что благодаря подобным мастер-шоу и мастер-классам всё больше людей будут вовлечены в занятия декоративно-прикладным творчеством, которое в свою очередь в нашем городе станет активно развиваться.
Затем сотрудник музея Елена Стрижак представила первую участницу. Ею стала жительница города Алапаевска, многодетная мама Татьяна Тиванюк. Перед собравшимися она провела мастер-шоу, показав процесс преображения изделия с помощью нунофелтинга. С её работами, не скрывая восхищения, зрители могли познакомиться на размещённой тут же импровизированной выставке-ярмарке.
— Нунофелтинг – производное слово от японского нуно — ткань и английского фелтинг – валяние. Это процесс, в ходе которого волокна непряденой шерсти приваливаются к тканевой основе. Его называют также нуновойлоком. Благодаря ему можно красиво декорировать или утеплить вещь, — начала Татьяна Леонидовна. — Сегодня я наглядно продемонстрирую вам, как это делается. Попутно расскажу о войлоке и отвечу на интересующие вопросы.
С этими словами она достала из упаковки шерсть и начала её разминать.
— На ваших глазах с помощью тонкой мериносовой шерсти методом мокрого валяния изменю этот шёлковый палантин, — и она продемонстрировала уже разложенное на столе прозрачное тонкое изделие. — Для этого я выбрала шерсть бирюзового цвета. Обращаю ваше внимание, что в данном случае предпочтительнее использовать натуральные материалы. Хотя знаю, что есть мастера, работающие с искусственными.
Зрители замерли, внимательно следя за движениями мастерицы. Они уже успели оценить её талант, рассматривая выставленные в зале предметы одежды, которые она сделала своими руками, некоторые сделали ее дочери. Но вот постичь, каких трудов это стоило, ещё предстояло.
Шаг за шагом Татьяна Леонидовна выполняла свою работу, объясняя как она сама всего год назад методом проб и ошибок, следя за мастер-шоу по интернету, училась своему ремеслу. Как искала материалы, как подбирала инструменты, как рассчитывала коэффициент усадки… И попутно с рассказом объясняла каждое совершаемое перед зрителями действие.
— Вязать и шить я научилась давно. Но мне было интересно попробовать что-то ещё, и я взялась за шерсть. Увидела однажды в телепередаче готовые изделия и решила попробовать технику мокрого валяния. Сразу встал вопрос о материалах, методике. Оказывается, в Алапаевске с материалами трудно, нужно либо ехать за ними в Екатеринбург, либо выписывать по интернету. Да и обучиться технике валяния можно тоже благодаря интернету, — не отвлекаясь от работы, рассказывала Татьяна Леонидовна. — Я нашла много обучающих сайтов по войлоку. Последний способ валяния, или, точнее, «приваливания» шёлка к шерсти, меня особенно привлёк. С его помощью изделия приобретают индивидуальность, неповторимость. Они действительно смотрятся как ручная авторская работа. Многих, кстати, пугает, что войлочные жилеты, платья или варежки могут оказаться тяжёлыми. Но это совсем не так. В процессе валяния шерсть становится очень плотной. Например, отделывая варежки бисером, я с трудом прокалывала в них иголку. А вес на выходе на самом деле мал, пара варежек весит в готовом виде всего 35 граммов. Совсем лёгкие, правда?
Время идёт. Вот уже на столе вода и мыло, шумит шлифмашинка, уваливая шерсть. Затем для скорейшей усадки изделия мастер начинает процесс, который называет «подбрасыванием» — изделие бросают, мнут, трут… Потом в ход опять идут вода и мыло. И всё повторяется сначала.
Так пролетели два часа, что длилось мастер-шоу. И вот перед зрителями на столе лежал ещё мокрый палантин, утеплённый с одной стороны слоем шерсти. При этом вещь уменьшилась в длину на 30 см, что и планировала с самого начала Татьяна Леонидовна:
— Теперь, как вы видите, палантин приобрёл вид «жатки» с объемной необычной фактурой, стал теплее и теперь вполне подойдёт для сегодняшней погоды. Но если бы мне было нужно, чтобы он остался первоначальной длины, а не «сжался», я бы выбрала другой способ раскладки шерсти… Можете подойти, посмотреть, потрогать.
И зрители, встав со своих мест, подошли к столу, чтобы внимательнее рассмотреть получившийся в итоге предмет гардероба.
Прощаясь, Татьяна Леонидовна напутствовала:
— Надеюсь, кому-то из вас эта техника понравилась, и на нашей следующей встрече вы представите уже собственноручно выполненные изделия.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора