Не терплю фальши


Прилив любви к жизни, свободное воплощение различных сюжетов, талант и доброта часто сопутствуют восприятию картин профессионального художника Ярослава Козий. Он пишет портреты, натюрморты, композиции, копии старых европейских мастеров, в которых присутствует манера думать, заблуждаться и даже мечтать. Также расписывает интерьеры в домах и церквях… Кропотливая работа и изящное мастерство автора не оставляют равнодушными даже самых упёртых скептиков — красота да и только!

Село Коптелово, расположенное в 22-х километрах от Алапаевска, как источник энергии притянуло Ярослава Козий два года назад. Он приехал в гости к другу. Здесь же встретил свою судьбу, Светлану, так вот и остался жить в уральском селе.
— Красивая природа, чистый воздух, тишина, зимой — лыжи, летом — речка, огород… Здесь всё прекрасно и очень хорошо работать, — говорит Ярослав.
— Родом я из Украины. Мама продавец, папа сварщик — обыкновенная рабочая семья. Сколько себя помню, всегда много рисовал. Окончил 10 классов и детскую художественную школу. Потом армия, служил в железнодорожных войсках в Монголии. Когда я сказал маме, что хочу стать художником, она просто в ужас пришла: «Разве это профессия? Вот получишь образование, положишь мне диплом на стол, рисуй потом свои картины, сколько захочешь».
Сначала я учился в политехническом вузе, но понял, что это совершенно не моё. Бросил. Уехал в Свердловск и в 1987 году поступил в архитектурный институт, где проучился шесть лет. Думал, что буду архитектором, профессия творческая. Но художник — это совсем другое. Я хотел рисовать, меня всё время тянуло к краскам!
Обучаясь в высшем учебном заведении, Ярослав Козий занимался живописью, как свободный художник участвовал в выставках современного искусства города Свердловска. В 2000 году переехал в Челябинск, где жил и работал четырнадцать лет. Организовывал персональные выставки, сотрудничал с галереями в Германии, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске…
Его приглашают, ценят, им восхищаются. Среди его заказчиков банкиры, миллионеры, олигархи, министры, меценаты – люди, которые могут позволить себе купить дорогие полотна. Имя Ярослава Козий давно известно и признано в широких кругах, а картины профессионального художника без преувеличения можно назвать гениальными.
— Над каждой картиной я работаю минимум месяц, — продолжил нашу беседу Ярослав. – А, например, сюжет по эскизу Леонардо да Винчи создавал 12 лет — раз десять переписывал. Нарисую и понимаю, что не дотягиваюсь до великого художника. Берёшь в руки кисточку, меняешь оттенки, цвета и пытаешься снова и снова довести до совершенства, чтобы потом не было стыдно за своё произведение искусства.
Не люблю спешки, мне нравится выполнять сложные работы с трудоёмким процессом. А написать побыстрее и попроще, продать подешевле — я так не могу. Ещё не люблю делать рисунки для интерьера, хотя и приходится выполнять заказы. Картина не должна быть просто украшением в доме, это отдельная живая сущность. Ведь вместе с сюжетом художник передаёт частичку своей души, тепла, настроения, любви…
В ходе нашего разговора я спросила у Ярослава Козий — можно ли написать совершенно две одинаковые картины? Он улыбнулся и сказал: «Конечно нет. Они будут всегда отличаться, даже если задуман один и тот же сюжет. Каждый день у тебя разное настроение, эмоции, мысли, обстановка, состояние души… Краска никогда не ляжет одинаково на полотно. Я даже вечером рисую, утром сажусь за холст, навожу оттенок — вроде такими же цветами делаю, но он уже не такой.
Современные краски, как правило, яркие, поэтому картины, исполненные в жёсткой манере, как бы отражают цвет и смотрятся в любом освещении. А моя живопись с различными оттенками, в ней много нюансов, она более мягкая и неброская. Для оптимального восприятия моих картин нужен определённый свет, хорошее размещение, поэтому в групповых выставках я практически не участвую, а только в персональных. Они очень полезны, чтобы заявить о себе как о художнике, а также в продвижении карьеры, там предоставляется полная свобода — картины в общей массе не теряются, а наоборот гармонируют и как бы дополняют друг друга. Также работаю с галереями, заказчиками».
Суть выставок очень проста — художника без зрителя не бывает, нет смысла писать картины для себя. Автору важно слышать их отзывы, видеть эмоции людей. Человек становится ближе к искусству, а художника это вдохновляет.
Сейчас в Первоуральске открывается инновационный культурный центр в девять этажей. В одном из выставочных залов пройдёт персональная выставка десяти работ Я. Козий, организатором которой выступает благотворительный фонд Строгановых…
— Моё твёрдое убеждение, что картина должна быть выверена и продумана до мелочей — говорит автор. — Это как в музыке: каждая нота на своём месте, измени одну — и зазвучит фальшиво. Так и рисунок — нельзя убрать ни одной детали, иначе вся картина развалится. Что-то добавить тоже нельзя, получится каша.
Я не могу смотреть и тем более оценивать чужие картины. В своих-то вечно вижу изъян. Всё время кажется, что сюжет не дописан, от этого болит душа, хочется переделать, доделать, подправить. Какое-то постоянное неудовлетворение. Уверен, что самоанализом заниматься полезно и необходимо, это подталкивает к саморазвитию.
Наш разговор с профессиональным художником ещё раз убедил меня — только творчество может открыть нам истинное мироздание, которое несёт автор. Ярослав Козий добился успеха, сделал себе имя. Он находится в бесконечном совершенствовании, постоянном поиске и желании сделать мир прекрасней! Общаясь с ним, невольно ловишь себя на мысли, что этот настрой заразителен. И сразу возникает желание сделать что-то лучшее, доброе и красивое…
Ярослав Козий — это художник, который не терпит фальши и стремится к совершенству.

Оксана СКРИПКА
Фото предоставлено Я. КОЗИЙ