«Надежды маленький оркестрик»


Итак, поэтическое объединение «Цветы добра» вошло в четкий ритм встреч и общения. Как и обещал ранее руководитель всех городских поэтов Ю.С. Трофимов, один раз в месяц в городской библиотеке в последнюю субботу месяца стали проходить удивительные вечера. Ещё один такой вечер прошел 26 марта — перед уважаемой публикой выступила Надежда Стафеева.
Но прежде следует оговориться, что и сотрудники библиотеки стали вносить свою значительную лепту в мероприятия «Цветов». Прошлый раз, например, пришедшие прослушали информацию об уральских литературных новинках и российских литературных премиях, которую подготовила Вера Дмитриевна Харлова. А в этот раз Надежда Валентиновна Бакастова открыла встречу стихами В. Спицына «Край холмов, берёз и сосен». Дело в том, что в комнате, где собираются поэты, Фёдор Васильевич Ершов оформил выставку своих живописных работ под условным названием «Картины маслом». Таким образом Н.В. Бакастова нашла своеобразный способ соединить на сей раз открытие данной выставки и выступление Надежды Стафеевой: картины Ершова были представлены и прокомментированы стихами наших же алапаевских поэтов, что придало всему дальнейшему особенный колорит, создав праздничное настроение.
 

Основным же лейтмотивом этой камерной встречи стало проникновенное, по-своему тёплое, настроенное на душевное родство выступление поэта Надежды Стафеевой.

С её стихами многие знакомы хорошо. Её творчество особо любимо женщинами, может потому, что в них много женских мыслей, женских переживаний и сердечной боли. В краеведческом альманахе «Истоки», что хранится в ЦГБ, можно прочесть небольшую, но очень точную рецензию на творчество Стафеевой. Написала её учитель русского языка и литературы Т. В. Холкина:

«У каждого поэта есть любимый жанр. Какой предпочитает она? Сразу и не скажешь. Она пишет и басни, и побасёнки, и частушки, и новогодние тосты, и лирические стихи. Их больше, наверное, потому, что в них более ярко выражена поэзия сердца, мир глубокий и душевный, который обычно скрыт в нас от посторонних глаз. Внутренний мир Надежды Петровны богат и разнообразен, он соткан из множества того, что зовётся жизнью. И жизнь для неё — бесценный дар, жизнь прекрасна, несмотря ни на что! Лирическая героиня её стихов — типичная жительница маленького провинциального города. Простая и обычная, незаметная, скромная женщина, которая как и все радуется и грустит, страдает от неразделённой любви и неустроенности… Но в то же время она не такая, как многие. Поэтичная, светлая, приподнятая над буднями, умеющая видеть то, что не замечают окружающие: и черёмуховый полдень, и подснежник в проталинке…»

«Разделённая скорбь уменьшается, разделённая радость умножается! Так давайте же делиться не разделяясь, а приумножаясь!» — такими словами, почти тостом начала своё выступление Надежда Стафеева. Взяла гитару в руки и… сразу же очаровала слушателей тихим, но проникновенным тембром своего голоса. А ещё стихами и романсами. Да, да — романсами! Именно в этот день лично мне открылась исполнительница, которую доселе я, казалось, и не слышала, особенно меня поразила её простая, но самобытная музыка — её собственная музыка, которую она наигрывала на акустической гитаре. И с каждым последующим исполнением той или иной вещи я говорила себе: «Вот опять романс, такой милый, чудный городской романс». Было невероятное чувство, как будто, сидя в этом небольшом зале, я присутствовала при возрождении давно забытого нами жанра. Между тем были в исполнении вещи чисто бардовские, звучали даже озорные частушки, песни на два голоса (помогала подруга из с. Невьянского Ирина Панова).

Здесь уместно напомнить, что Надежда Петровна представила на этой встрече свой маленький сборничек стихов под названием «Надежды маленький оркестрик». Под этим же названием проходил и творческий отчет перед публикой. Как пояснила сама поэтесса, когда она пишет стихи, то за каждым словом у неё звучит своеобразный внутренний оркестрик. И тут же самым серьёзным образом продемонстрировала звучание трубы в песне, посвященной 65-летию Победы. Некоторые из нас потом вслух озвучили свои мысли, что, мол, не хватает «Цветам» дружеского участия городских музыкантов, способных к аранжировке или хорошему аккомпанементу. Наверное, это вопрос времени…

В ногу с городскими поэтами Надежда с 1994 года. И по её личному откровению это общение и первый собственный поэтический опыт помогли выстоять в трудные времена, преодолеть затяжную депрессию, выйти из неё победительницей:

— С тех пор я расширила свой кругозор, но мне приходилось слышать разное мнение местных «критиков». В ответ таким «почитателям» появилась весьма ироничная вещь примерно такого содержания: «Мне не мешайте и не искушайте, что делать сама я решу. Пускай спотыкаюсь, как лошадь брыкаюсь, отстаньте, я вирши вершу…»

А потом прозвучали: «Рождественская песня», «Как хорошо в ночной тиши, открыто сердце вдохновению», «В маленьком городе», «Песня беспризорника», «Не виновны вишни» и еще многое… Это были глубокие, серьёзные, вдумчивые стихи и песни. Были и весёлые, юморные, как, например, «Рыбацкая балдёжная».

Потом настало время дружеских отзывов и поздравлений, при этом выступающие называли Надежду Петровну человеком творческим, талантливым (и рисует, и стихи пишет, и музыку к ним сочиняет) и… мужественным. Говорили «спасибо» за её пение и душевные беседы под гитару.

Юрий Сергеевич в очередной раз подчеркнул, что её простые по стилю, но очень душевные и доходчивые стихи, очень близки народу:

— Может потому, что она пришла к собственной поэзии в зрелом возрасте, с большим жизненным опытом страданий и переживаний. Ей есть что сказать, сказать своим хорошим русским, великолепным языком. И мелодии её пусть незамысловатые, но при этом они прекрасно ложатся на её стихи.

Можно очень много рассказывать о творческом вечере Надежды Стафеевой, но это не самая главная наша задача. Важнее, чтобы вы взяли сейчас в руки маленький сборничек под названием «Надежды маленький оркестрик» и прочитали напечатанные в нем стихи.

Ольга СИМОНОВА
Фото автора

* * *

В маленьком городе

В маленьком городе люди-соседи
Мыслями делятся в мирной беседе
И по-соседски порой выпивают,
Спорят, дерутся и убивают.
И укрываются в буйные кроны
Люди-стервятники, люди-вороны,
Доноры-люди и люди-вампиры,
Серые мышки и люди-кумиры…
Каждый по-своему роли играет,
Цели и средства свои выбирает.
Кто-то в дублёнке, в мутоновой дошке…
В маленьком городе — все на ладошке.
Людям приходится в мусорках рыться?
Все на ладони, и не укрыться.
Трудная школа паденья и роста.
Жить в этом мире довольно непросто.
Кто-то унизит, кто-то возвысит,
Как здесь всё будет, от нас лишь зависит:
Будем ли мусорить, будем ли гадить,
Будем ли ссориться, будем ли ладить.
Маленький город решает дилеммы.
Маленький город — большие проблемы.

Ночная гостья

Как хорошо в ночной тиши!
Открыто сердце вдохновенью.
Внимай, спеши, сиди, пиши,
Лови счастливое мгновенье.

Ночная гостья проплыла,
Лишь платьем шелковым шуршала,
Мне подарила два крыла,
Парить над миром приглашала.

Лила елей, хвала богам.
Она смотрела и молчала.
Противен музам шум и гам?
Чуть слышно музыка звучала.

Играли лиры в унисон.
Ни слова муза не сказала,
И словно дым, и словно сон,
Эфиром зыбким ускользала.