Ландшафтный дизайн от Татьяны Коваленко


Как активно в последнее время в нашу жизнь входит ландшафтный дизайн. Все время хочется в саду, огороде, палисаднике и даже во дворе что-то переделать, преобразовать, оформить и выровнять клумбы, посадки кустов и деревьев… Мы ищем в книгах, интернете подсказки, фотографии, информацию, советы… А как это делают профессионалы?
Об этом и многом другом наше интервью с ландшафтным дизайнером Татьяной Коваленко.

Способ самовыражения

Вальс цветов

Началась наша творческая экскурсия у Дома-музея Петра Ильича Чайковского.

Татьяна Валерьевна, почему именно здесь мы начинаем наш разговор?

Оформление территории вокруг Дома-музея Чайковского, — объясняет дизайнер, — было одним из первых моих крупных проектов.

Вы — профессиональный дизайнер?

Да. Я училась в Екатеринбурге в высшей школе ландшафтного дизайна Ольги Горюн, а потом еще в Санкт-Петербурге, в международной школе «Зеленая стрела», получила специальность прораба ландшафтного строительства.

А какой все-таки был самый первый проект?

Мой собственный дом. Для этого, собственно, я и училась. Изначально цель была такая — есть участок вокруг дома, который захотелось сделать красивым, аккуратным, стильным. Ведь что такое ландшафтный дизайн? Это не только способ самовыражения, но и часть непосредственного общения с первозданной природой. Территория, прилегающая к дому, даёт широкий простор для воображения, открывая бесконечные возможности. Вне зависимости от размера участка мы стремимся к сотворению неповторимой атмосферы для уединения и созерцания природы, для семейного отдыха с детьми и друзьями, для романтических ужинов под шуршание листьев и для тихих обедов, для чтения книг у небольшого домашнего пруда.

Или как здесь — вокруг Дома-музея Чайковского. Это был мой первый крупный объект. Изначально, когда мы приступили к реализации ландшафтного дизайн-проекта, ремонт асфальтовых дорожек, самого здания не предусматривался. И, например, видите, у изгороди кусты пузыреплодника?

Да, у них листва разного цвета…

Два сорта. Куст пузыреплодника достаточно крупный по размеру и высажен так он с целью чуть-чуть скрыть изгородь, приукрасить ее. Они стригутся, формируются, чтобы придать округлую объемную форму. Кстати, в этом отношении он очень хорош для изгороди. Есть кусты высокорослые, есть низкорослые. Вот, например, эта спирея предельная — низкорослая. Она чуть подрастёт, мы ее подстрижем, и она преобразится в такие очаровательные кочки. Это туя, тоже требует постоянной стрижки. Курильский чай с желтыми и белыми цветами. Хорош тем, что цветет до глубокой осени.

Получается, что все кусты необходимо стричь?

Почти все. Чтобы придать форму. Особенно декоративные. При выборе растений можно играть с формой, с цветом.

Это как?

А посмотрите, пузыреплодники у изгороди растут группами. Посчитайте, по сколько растений? Верно, по три. То есть раз, два, три… Раз, два, три… Как в ритме вальса. Я же музыкант по своему первому образованию, и просто не могла не обыграть музыкальность возле Дома-музея великого композитора. Такие же ритмичные группы можно встретить и на клумбах по всей территории вокруг музея. Свой проект ландшафтного дизайна так и назвала: «Вальс цветов». А здесь, на этой большой клумбе — сколько туй, посчитайте. А яблонь на аллее у беседки?

Туй — семь, — радуюсь я, — как семь нот! А яблонь — 21!

То есть тоже число, кратное семи. Здесь все кружится в ритме вальса! Даже лобелии или, как иначе ее называют, алиссум. Бело-розовой волной он огибает туи, спиреи.
После мы с Татьяной Валерьевной долго обходили вокруг клумб, отдельных растений. И долго-долго говорили о взаимоотношениях климата и цветов, об их характере и особенностях почвы. И самое главное, что вот уже несколько лет Татьяна Коваленко практически еженедельно, а то и чаще, ухаживает за своим «Вальсом цветов»: подстригает, прибирает, досаживает и т. д. И очень-очень любит своих природных детей, как она называет посаженные своими руками растения.
А на другом своём объекте — у Напольной школы, который показала Татьяна Валерьевна, я узнала еще один секрет ландшафтного дизайнера. При размещении цветочной клумбы можно играть не только цветом и формой, но и размером цветов, как гортензиями на одной из клумб у Дома-музея Елизаветы Федоровны, и даже формой клумбы, а также учитывать, как будет смотреться клумба с разных точек обзора…

Да, нелегка наука ландшафтного дизайна! И обо всем в одном материале не расскажешь. Но хочется поделиться мечтой Татьяны Валерьевны — открыть в Алапаевске школу декоративного садоводства «Сам себе ландшафтный дизайнер». Пусть город станет еще краше!

Светлана НИКОНОВА
Фото автора