Ксения ТИХОМИРОВА: «Везу фильм в Алапаевск!»


С 13 февраля на экраны кинотеатров выходит остросюжетная драма «ЗОЛОТО» – настоящий фильм о настоящем и непреходящем, каким и положено быть фильму, в основу которого легла глубокая и нетривиальная история героя своего времени – героя нашего времени. Крупномасштабное полотно снято на Свердловской киностудии. Причем исполнительным продюсером Свердловской киностудии и директором картины является Ксения Тихомирова-Устюгова, которая выросла и начала свою творческую карьеру в Алапаевске.


Она с удовольствием поделилась своими впечатлениями о работе над фильмом с читателями. Вот что она рассказывает:
— В моей карьере этот проект стал ключевым и переломным моментом. И сегодня я очень благодарна продюсерам Павлу Бабину, Михаилу Чурбанову и Елене Флягиной за то, что они проявили доверие и, можно сказать, рискнули, доверив мне управление съемочной группой такого большого фильма. До этого момента я работала менеджером документального кино.
Запустили картину в 2008 году. И тут – кризис! Но радостное событие все-таки состоялось: фильм «Золото» был снят при финансовой поддержке министерства культуры Свердловской области, предпринимателя Анатолия Ивановича Павлова, завершен при участии Фонда кино и выходит в российский прокат, благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также продюсеров Свердловской киностудии.
Разработка сценария началась за полгода до начала съемок. Автор сценария — драматург, ученик Николая Коляды Олег Богаев. Несмотря на то что действия картины разворачиваются в XIX веке, она очень современна и актуальна, потому что испытание деньгами человек проходил и будет проходить в любые времена. Важно в любой ситуации остаться человеком.
Для съемок нам удалось собрать великолепный актерский состав. Это — Сергей Безруков, Андрей Мерзликин, Михаил Пореченков, Ирина Скобцева-Бондарчук, Евгений Ганелин, Алексей Шемес. В Екатеринбурге снимали не более десяти смен, в остальные же дни группе из 70 человек и актерам приходилось в прямом смысле слова сливаться с природой. С погодой повезло, несмотря на то, что иногда дождь или снег в августе и сентябре были совсем некстати. Съёмки проходили на фоне красивейших уральских пейзажей — в селе Чусовое и деревне Каменка.
…Река, горы, настоящие дома XIX века, вещи, кухонная утварь, мебель, которые нам предоставляли местные жители, действительно пропитаны духом того времени. Каждое утро после непродолжительного сна, а, бывало, и вовсе не уснув, группа и актеры около полутора часов добирались до села Чусового. Грузовики со съемочной техникой перебирались на место съемок через брод, практически вплавь, а группа с реквизитом и всем необходимым по подвесному мосту, который каждый раз, казалось, вот-вот рухнет. Страшно! Но привыкли. И так 35 смен. Бывало, что из-за непогоды машины застревали в грязи, и приходилось поднимать все местное население и технику, которая была у них в распоряжении: тракторы, машины…
Уникальная история была разыграна на центральной площади города Кунгура Пермского края, и это отдельная тема. К нам с большим трепетом отнеслась администрация города и местное население. Здесь позволили делать такое, что трудно представить где-либо в другом месте – развлечение богатейших купцов: Рождество во время летней жары! Нам удалось повторить этот разгул – катание на тройках с цыганами! Мы очень долго искали материал: думали о синтепоне, искусственном снеге, вели переговоры с различными каскадерскими компаниями, но в итоге решение оказалось очень неожиданным. Не стали использовать муку, дабы не обидеть чувства верующих, которые приходят в храм на центральной площади — это же хлеб. Кто-то сообразил предложить крахмал. В итоге три тысячи квадратных метров площади были засыпаны двенадцатью тоннами крахмала. Но природа в эти дни не хотела с нами сотрудничать. Несколько дней шли дожди, а крахмал и дождь вещи несовместимые. Утром одного из главных дней ливень шел стеной. Но ровно в девять утра, когда и должна была начаться съемочная смена, дождь прекратился, выглянуло солнце… Мы лопатами чистили лужи, и все — от рабочих до продюсеров — рассыпали крахмал на площади. Местный кулибин разработал нам специально механизмы для того, чтобы сани, запряженные тройками лошадей, мчались по асфальту. Музыка… Цыгане… Все сложилось: «Стоп, снято!» Режиссер благодарит группу за смену. И вдруг шквалистый ветер и нереальный дождь. Но группа испытывает невероятное облегчение от того, что все случилось даже лучше, чем задумывалось. Ливень, кстати, помог местным пожарным, которые отмывали с помощью брандспойтов от крахмала местное здание администрации и площадь.
Сергей Безруков, сыгравший главную роль в фильме Гордея Брагина, готовился очень серьезно. Первый раз у нас на киностудии он появился задолго до начала съемок и сразу было видно его особое отношение к роли.
Он отращивал волосы и бороду, специально выезжал на места съемок, чтобы прочувствовать природу Урала, атмосферу деревни. Мы с уверенностью говорим, что это одна из лучших ролей Безрукова. Это подтверждают и зрители, видевшие премьерные и закрытые показы картины.
Сергей Витальевич выступил и сопродюсером фильма, очень много помогал в решении организационных и финансовых вопросов. Безруков отработал почти весь съемочный период — 35 смен, при этом он еще успевал играть спектакли, запланированные в Екатеринбурге, и один раз улетал на спектакль в Москву. Практически все съемки на площадке с ним присутствовала его супруга Ирина. Безруковы очень подружились с местными. Бывало, в перерывах, сидели на завалинках и пели с бабулями частушки, а те, в свою очередь, в благодарность приносили различные гостинцы актерам и группе: блинчики, варенье, соленья.
Андрей Мерзликин, играющий прокурора, провел на площадке чуть меньше смен. И здесь ни о какой звездности не может идти и речи. Всегда приветлив. Более того, когда были напряженные моменты на площадке и назревал конфликт, мог с легкостью его предотвратить вовремя сказанной шуткой. В разговорах с близкими по телефону говорил: «Я на Урале. В очень глухом, но очень красивом месте. Опять играю подлеца…». А на мой день рождения, мало того что группа устроила мне большущий сюрприз (мои букеты уезжали в отдельной машине в гостиницу), Андрей преподнес мне шикарные цветы и вкуснейшее шампанское. Он очень сердечный и добрый человек. Были и не шуточные истории. Мерзликин параллельно снимался в другом проекте в Казани, откуда приехал к нам с обожженной спиной. В нашем же проекте в тот момент была сцена в воде, где он спасает супругу главного героя. Сентябрь, снег, холодина жуткая! Вода сильно поднялась, и какое-то нереально быстрое течение. Гримеры, костюмеры, врачи — каждый очень постарался, чтобы в итоге артист уехал со съёмок живым и здоровым.
Михаил Пореченков на площадке был всего несколько часов (актёр, который всегда в форме, несмотря на личные и физические возможности, связанные с перелетами, переездами). Он должен был прилететь из Москвы и начать смену в 7 часов утра в Доме актера в Екатеринбурге. Но его самолет аварийно сел в Самаре. Мы хотели смену перенести, но он не мог подвести такое количество людей и коллег — сел в такси и к ночи прибыл на площадку. К шести утра отснялся в своем эпизоде и улетел на следующие съемки. Кстати, группа времени не теряла: сняли его эпизод с дублером. Дублером Пореченкова в этом эпизоде выступил Олег Спиридонов (алапаевский оператор). Он же по нашему приглашению отработал 45 смен на площадке оператором фильма о фильме.
О великой актрисе Ирине Скобцевой-Бондарчук у меня остались исключительно милые и трепетные воспоминания. Я очень нежно к ней относилась, а она могла подойти обнять, иногда приласкать, погладить по голове. Ее выносливости и терпению тоже можно позавидовать: и ночью, и в холод, и в жару она отыгрывала свои эпизоды на «ура!». Однажды ночью она очень сильно поранила ногу, наткнувшись на гвоздь в доске, конечно, медсестра, присутствующая на площадке, сделала все возможное, чтобы снять боль и обеззаразить рану, но Ирина Константиновна на все мои оханья и аханья, отвечала: «Не беспокойся, милая, все хорошо, я потерплю».

Ксения Тихомирова (вторая слева) со съемочной группой
Ксения Тихомирова (вторая слева) со съемочной группой

Курьёзы и экстрим на площадке — каждый день. Однажды мы долго искали дом для съемки пожара. В населенном пункте – это нереально, близлежащие дома можно зацепить. Визуальные эффекты никогда не дадут настоящего эффекта, которым пропитан каждый съемочный кадр в «Золоте». В итоге один из наших декораторов, каким-то образом в Шалинском районе купил за 10000 рублей у местного жителя заброшенный дом на пустыре, в котором, конечно, никто не жил. Было, конечно, жаль жечь добро – дому 300 лет, но, тем не менее, время не оставляло нам вариантов. К съемкам приехали несколько пожарных расчетов, скорые, милиция перегораживала для нас федеральную трассу. Люди из ближней деревни сбежались, чтобы посмотреть съёмку, и как в кинотеатре заняли места на пригорке. «Мотор!» — и сухое трехсотлетнее дерево вспыхнуло так, что «ой и ай»! Зажигали дом и тушили несколько раз для съемок крупных планов, но на общем плане полыхнуло сильно, ближе метров 50 подойти было невозможно, а мы снимали. Людей срочно отвели как можно дальше, а вот дорогущие рельсы и одну из камер на кране отодвинуть не успели. Дом, как свечка, сгорел дотла. К счастью, никто не пострадал, и техника осталась жива, а камера запечатлела один из самых ярчайших кадров фильма.
Режиссёра фильма Андрея Мармонтова я считаю своим большим учителем. Он практически не оставляет права на ошибку. Не хочешь работать, не работай. А если делаешь, то делай качественно. Он меряет работу и дела людей «звоночками». Три «звоночка» — он расстается с человеком со съемочной площадки. У меня был один звонок — мы доработали вместе до финала картины.
Свердловская киностудия всегда славилась хорошим историческим кино. Фильм получился очень добротным. Очень актуальным. Очень приятно привезти его в свой родной Алапаевск.

Подготовила Ольга СИМОНОВА
Фото Свердловской киностудии