Достояние Среднего Урала – это трудолюбивые, мужественные, талантливые люди


В начале февраля стартовал конкурс «Достояние Среднего Урала». «Алапаевская искра» продолжает публиковать мнения людей, разбирающихся в региональной идентичности, что и почему они считают достоянием Среднего Урала.

Леонид Русаков, научный сотрудник Алапаевского музейного комплекса:

– Дать определение «Уральской идентичности» мне очень сложно. Любая идентичность – это как некая устоявшаяся, постоянная, неповторимая категория или факт. Идентичность: религиозная, национальная, культурная, социальная и так далее. Первое, что приходит – это осознание, что я уралец, я сын земли уральской, земли
и природы неповторимой. Я сын своих родителей, своей семьи, своего рода. Корни родословного дре-
ва современного уральца через века уходят к уральским аборигенам – древним народам, обживавшим уральские земли: манси, ханты, жившие в каменных пещерах по берегам уральских рек, или народам эпохи великого переселения: башкирам, печенегам, волжским булгарам, северным поморам и т.д.

У нашего уральского писателя Мамина-Сибиряка есть роман «Три конца», в котором даётся описание трёх околиц горнозаводского посёлка Висим – кержацкой, туляцкой и хохляцкой. Каждое название говорит само за себя. Книга рисует яркую картину переселенцев на Урал, их быт, взгляды, традиции и язык.

Среди народных героев, которыми гордится Урал, пожалуй, один из самых любимых и популярных – казачий атаман Ермак Тимофеевич. О подвигах Ермака «со товарищами» сложено немало песен, сказаний и легенд. Его имя связывают с золотыми кладами в прибрежных скалах рек Сылвы и Чусовой. Множество речек, урочищ и скал носят имя Ермака.

С ростом промышленного потенциала уральских городов требовалась всё новая и новая рабочая сила. Начались массовые переводы крестьян. Например, для заводов Нижнего Тагила переселяли преимущественно с Украины Черниговской губернии и селили на Гальянке в приготовленные казённые избы.

Столыпинская реформа вызвала новую волну переселенцев в Сибирь на переломе XIX и XX веков. В XX веке вихри революций, репрессии 30 годов. Новый приток на Урал, несомненно, принесла Великая Отечественная война. С июля 1941 по декабрь 1942 Свердловская область приняла 719 тысяч человек. 830 эвакуированных предприятий было вывезено на Урал, из них 212 в Свердловскую область и 6 в Алапаевск. Среди эвакуированных в Алапаевск предприятий был Донецкий металлургический завод.

Украинские кадры серьёзно укрепили потенциал металлургов, усилив и завод научными кадрами по выпуску оборонной продукции.

А художественный театр из Николаева за 27 месяцев пребывания на уральской земле выпустил 27 премьер, отыграл 400 спектаклей. Алапаевцы хорошо знали украинских актёров. Ни одна постановка театра не оставалась незамеченной.

После Великой Отечественной войны, профессиональные кадры попадали в Алапаевск по распределению Молотовыйцех—памятникпромышленной архитектуры в Алапаевске, ровесник Петра I из союзных республик. Эта традиция была сохранена с начала ХХ века. Например, Адам Владиславович Войцеховский, врач-инфекционист. Родился в 1886 году в городе Львове в семье служащих по национальности поляк. Отец – юрист, мать – учительница. В 1913 году он после окончания медицинского факультета Львовского университета становится лечащим врачом. Служба в армии, а в 1920 году он направлен в Алапаевск для борьбы с эпидемией тифа. Сорок лет жизни он отдал городу. В 1930 году организовал школу медицинских сестёр, и через год больница получила подготовленных специалистов сестринского дела. Он вырастил плеяду специалистов медиков. Его труд в 1952 году был оценен орденом Ленина.

Ломака Николай Фёдорович 1910 года рождения, сын бедной крестьянской семьи Полтавской области Украины. В 1935 году окончил Московский институт стали и сплавов по специальности инженер-металлург доменного процесса. Трудовая деятельность в Липецке, Н. Тагиле, на Кушвинском заводе. С 1960 по 1974 год – главный инженер АМЗ. С 1974 по 1983 год инженер-исследователь. Труд металлурга был оценен двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя орденами Знак Почёта.

Во второй половине 30-х годов минувшего столетия в городе Сумы Украинской ССР в интеллигентной семье, дед – заслуженный учитель, мать Галина Ивановна – директор школы, отец Митрофан Андреевич – военный, родился мальчик. Предвидя его жизненный путь и предназначение, нарекли Львом. В 1960 году выпускники Свердловского мединститута, молодые супруги Радченко, прибыли по распределению на работу в Нейво-Шайтанскую поселковую больницу. Он сын генерала, способный и успешный студент, мог остаться на кафедре, что ему и предлагали. Но верный своим принципам, он уехал в глубинку – туда, где больше всего нужен людям.

Лев Митрофанович – это золотой фонд страны. Доктор исключительно талантливый – в простейших условиях, без аппаратуры, одним скальпелем практиковал самые сложные операции. Сложнейшие случаи брал на себя.

Таких примеров можно привести сотни. Наша уральская земля и благодатная среда выступают тем цементирующим, формирующим звеном для разных народов и национальностей в единый уральский народ.

Главное богатство Урала – это трудолюбивые, мужественные, талантливые люди.

Акция, предложенная губернатором области по поиску и выявлению объектов «Достояние Среднего Урала», надеюсь, носит серьёзный, системный и многоплановый характер и не является единовременной политической акцией предвыборной компании.

Можно выделить отдельные здания, учреждения, личности, которым может и должен гордиться уральский народ. Я сторонник территориальной идентичности. Взять для примера Алапаевск, хотя не знаю, кто может провести линию разграничения между историей Алапаевска и Алапаевского района. Это практически невозможно. Первые поселения на берегах речки Алапаихи основали жители Невьянской слободы, на первом железоделательном заводе – сердце города Алапаевска, работали крестьяне окрестных сёл и деревень, что сегодня относятся к району. На протяжении всей истории существования Алапаевска рабочие и крестьяне трудились, сражались, как единое целое, подставляя друг другу плечо помощи.

Пример Алапаевска и его окрестностей вполне может быть одним из примеров гордости Урала.

Алапаевская земля – это земля легенд и историй. Край металлургов, машиностроителей, станкостроителей и деревообработчиков, горняков и хлеборобов, поэтов и писателей, актёров и учёных. Город свободолюбивых людей, о чём свидетельствуют исторические события: первый женский бунт в России (1821г.), первый Совет рабочих и крестьян на Урале (1905г.).

Единственный современник Петра I в городе – молотовый цех старого завода на реке Алапаихе (сейчас от него остались только стены). Рядом с ним возвышается Свято-Троицкий собор. До 1912 года собор назывался Алексеевским храмом, построен он был, как и завод, ещё в 1702-1704 годы верхотурским воеводой Алексеем Калетиным и считается самым первым на Среднем Урале каменным храмом, правда с тех пор значительно перестраивался. Первая в России водяная турбина И. Сафонова, самая протяжённая узкоколейная железная дорога, и первая в Советском Союзе мартеновская печь на переменном токе. И это далеко не полный список, как и список имён, кем гордится город и район.

Светлана НИКОНОВА
Фото из архива «АИ»