Жизнь и кино Андрея Молчанова


Есть ощущение, что документальное кино в последние годы приобретает гораздо более серьёзное значение в нашей жизни, чем прежде. Отчего это происходит? Оно правдиво, отражает жизнь такой, какая она есть. Но не стоит думать, что снимать документальный фильм очень просто. Здесь, как нигде, нужны мастерство и опыт.

И ещё поставленная цель! – уточняет руководитель и режиссёр киностудии «Витязь» Коптеловского ДК Андрей Молчанов. – Режиссёр, приступая к съёмкам фильма, намеревается привлечь внимание к какому-то событию или проблеме, тем самым оказать влияние на окружающий мир.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:
* Серия из четырёх документальных фильмов «Загадки и красоты реки Реж»;
* «В честь 70-летия Великой Победы…» – о коптеловских участниках войны и тружениках тыла;
* «Красный маршрут» – о судьбе китайских красноармейцев в Алапаевском районе;
* «Никита и Софья Дунаевы» – о трагичной и крепкой любви в смутное время 1918 года;
* «Самоцвет, мой Самоцвет» – к 100-летию со дня образования станции Самоцвет;
* «Река Тагил» – о самом большом скоплении древних наскальных рисунков;
* «Деревенский триатлон в Алапаевском районе»;
* «Праздник валенка в селе Арамашево» (разные годы);
* Несколько короткометражных фильмов о МО Алапаевское;
* Документально-краеведческий фильм об истории села Коптелово и его жителях;
* Множество киноматериалов к мероприятиям и о мероприяти ях и разных торжественных событиях, происходящих в МО Алапаевское.

Андрей, значит, реакцию на фильм, а также выполнена ли поставленная задача режиссёра, можно узнать только спустя годы?

– Не обязательно. Смотря какой фильм. В целом результаты съёмок видишь уже на первом просмотре фильма. Когда после окончания на несколько секунд зал замирает, а потом аплодирует, ты понимаешь, что всё сделал правильно. Но опять же повторюсь, смотря какой фильм. Документальное кино очень разнообразно: событийная хроника, кинолетопись (исторические съёмки), кинофиксация для специальных целей (научные съёмки, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец – искусство. Последние два вида в свою очередь подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия… Я как раз стараюсь снимать свои фильмы ближе к этим жанрам. Исчерпать всё множество документальных жанров невозможно: они «мутируют», видоизменяются, то и дело возникают новые, экспериментальные – на стыке игрового и неигрового кино или различных жанров кино документального, или при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными.

Если я снимаю фильм о прошедшем мероприятии, например, «Масленица» или «Праздник валенка», то, конечно, не обойтись без музыки и каких-то постановочных кадров. Если это цикл фильмов на краеведческую тему – тоже подбирается закадровое музыкальное сопровождение. И так с каждой съёмкой.

Вы сразу знаете, каким будет фильм?

– В смысле жанра? Конечно.

А кто делает монтаж, пишет звук, сценарий, если надо?

– Я один во всех лицах! – смеётся кинорежиссёр.

А что труднее: монтаж, озвучка или съёмка?

– Все фильмы разные, каждый индивидуален и эксклюзивен. В одном, например, затрата сил требуется уже с первого этапа – написания сценария. Это трудоёмкий процесс. Часто приходится много обращаться к историческим фактам или событиям. После написания сценария начинаются съёмки. Ещё один этап – это запись голоса для озвучки. Он бывает долгим, так как с первых дублей что-то может не получиться. Дальше видеоматериал загружается в программу на «таймлайн», и начинается подбор аудиоконтента – тоже долгий и нудный процесс.

Но, как правило, я не один создаю документальные ленты. Есть люди, с которыми мы работаем уже не один год в одной команде, которые мне помогают на разных стадиях создания фильмов. Так, сценарии для кинолент пишут Светлана Алексеевна Новикова, Людмила Михайловна Матвеева. Более того, иногда они помогают и в режиссуре. Например, Светлана Алексеевна режиссировала фильмы, посвящённые 70-летию Великой Победы «Самоцвет, мой Самоцвет». В озвучивании фильма принимают участие работники культуры: Анна Основина, Александр Осокин, Юлия Мошкарева, Аксана Макарова. Кстати, помните киноленту о 90-летней истории Алапаевского района? Там мы слышим закадровый голос Аксаны Макаровой. Огромная им благодарность за помощь и содействие!

Помнится, вы снимали документалку о Писанцах на реке Тагил…

– Это уже совсем другой жанр, другое настроение. Вдохновение. Вообще, когда ведёшь диалог с историей, особенно если об этом мало писали или говорили, с загадками природы, когда сам забираешься на скалу, чтобы снять на камеру рисунок, созданный несколько тысячелетий назад, охватывает чувство полёта, несоизмеримое вдохновение… Что трудно это описать! Надеюсь, это видно в моих фильмах… Съёмка исторических, краеведческих документальных лент уже более ответственное дело, обязывает к точности фактов, слов, корректности. Работа над любым фильмом – процесс трудоёмкий и затратный на энергию, но очень интересный и увлекательный!

Есть мастера, у которых вы учились этому искусству?

–Нет,всёприходилосьпостигать самому. Я прекрасно понимал, что от меня требуется, сам для себя установил правила съёмки. Самое главное, чтобы была стабильная «картинка»: ни скачков, ни плаванья быть не должно. А этого трудно добиваться, работая с ручной камерой и без штатива. Поэтому в первую очередь я купил плечевой камкордер. Тогда камера снимает с плеча и очень облегчает задачу держать стабильно картинку.

Есть профессионалы, на которых вы равняетесь или хотите быть похожи?

– Есть режиссёры, которых я уважаю, ценю их работы. Но равняться на них невозможно. Это личности со своим взглядом на постановку, каждый думает и видит по-своему. Можно, например, всю жизнь учиться у Андрея Тарковского, Леонида Гайдая…. Но похожим ты всё равно не будешь. Я очень люблю исторические и документальные фильмы. Понимаю, что над созданием каждого фильма работают очень много специалистов, и здесь важна работа и видеооператоров, и мастеров по свету, и режиссёров по звуку, и постановщиков сцен, людей, которые занимаются монтажом. Это единая машина киноиндустрии!

Мне кажется, Андрей, что вы и сына заразили своей профессией! На некоторых съёмках и мероприятиях привлекаете. Например, на рок-фестивале, который прошёл в селе Коптелово полтора года назад, ваш сын успешно пробовал себя в качестве звукорежиссёра. Пошёл по вашим стопам?

– Сына Артёма я привлёк сначала в детский вокальноинструментальный ансамбль, когда работал в Коптеловском ДК руководителем ВИА в конце 90-х годов и решил создать ВИА из маленьких пацанов. Оказалось, что у Артёма отличный музыкальный слух. В 20 лет его пригласили работать в Коптеловский ДК звукооператором, и он отлично с этим справляется. В прошлом году тяжёлым и очень ответственным испытанием стал для него рокфестиваль. 25 рок-групп! И каждой требовались свои настройки, на таких мероприятиях используются цифровые микшерские пульты, а Артём как звукооператор, «вытянул звук» на аналоговом пульте. Это высокий уровень! Музыканты все были довольны его работой.

Вы требовательны к себе? Бывает такое, когда на просмотре фильма испытываете досаду, что можно было сделать иначе, по-другому?

– Конечно, есть такие моменты, когда оглядываешься назад и многое уже видишь в другом формате: где-то не так бы снял, где-то некачественно записан звук. У каждого своя самооценка. Я к себе отношусь очень критично. Просматривая каждый свой ролик либо фильм, сделанные ранее, всегда говорю себе: «Можно было и получше сделать!».

Ваша жизнь и кино тесно взаимосвязаны. Откройте секрет, как начинался путь в профессию?

– Началось всё со съёмок свадебных церемоний – от регистрации в ЗАГСе до всех ритуалов свадебных застолий. Это очень интересный материал для кинорежиссёра. Стараешься запечатлеть каждый момент влюблённых, их разговоры, взгляды, лёгкие прикосновения. Конечно же, на съёмке присутствовала и постановка. Всё как в кино. С молодожёнами работаешь, как с актёрами. Так же и с детьми. Помимо свадеб я занимался съёмкой утренников в детском саду, школьных балов выпускников и так далее. Это было ещё в начале 2000-х, когда я открыл свою частную киностудию «Квазар».

Почему «Квазар»? Я в то время очень интересовался космосом. Квазары – одни из самых ярких объектов-явлений во Вселенной. Их относят к активным галактическим ядрам – это галактики, не укладывающиеся в традиционную классификацию. Квазары имеют громадную мощность излучения. Она может превышать мощность излучения всех звёзд целой галактики в сотни раз. В действительности они представляют собой особого рода галактики, ошибочно принятые первоначально за звёзды. Может быть, я понял уже тогда, что кинематограф – это огромная бесконечная галактика со своими звёздами и чёрными дырами. Путь к совершенству в нём бесконечен.

В «Квазаре» я начал приобретать оборудование для съёмок, монтажа, озвучки и так далее. В 2014 году пришёл работать в Дом культуры села Коптелово режиссёром в народную киностудию «Витязь», и пришёл уже со своей аппаратурой. Думаю, можно сказать, что я серьёзно начал заниматься съёмкой фильмов с 2016 года. Сколько их? Я не считал. Если считать и короткометражные, то уже много.

Вот они – Писанцы!

О чём мечтаете снять фильм?

– Хочется снять полнометражный документальный фильм о загадках и исторических местах нашего Алапаевского района и не только. Хотелось бы снять и дореволюционное время, о гражданской войне. Тем более что я знаком со многими историческими фактами. Исторические документальные фильмы – что может быть лучше? Вы знаете, сколько у нас ещё непознанного? Работы хватит!

А если бы вам предложили снять художественный фильм?

– Конечно, есть мечта снять художественный фильм и даже сыграть какую-нибудь роль, поработать на съёмочной площадке. Но хотелось бы не повториться и взять такую тему, которую ещё никто не затрагивал, не писал и не снимал о ней фильмов.

У вас есть любимые фильмы?

– Сейчас технологии в киноиндустрии позволяют творить и снимать на съёмочной площадке немыслимые кадры! В фильмах используются спецэффекты, не отличающиеся от реальности. Такие фильмы хочется смотреть. Мои любимые – это «Пёрл Харбор» и «Титаник».

Есть любимое высказывание?

– Кино – это запечатлённая вечность.

Светлана НИКОНОВА
Фото В. Макарчука и из архива А. МОЛЧАНОВ