Владимир Попов: «Снимал три месяца и всю жизнь…»


Саша Зарецкий
Саша Зарецкий

Случаются иногда такие встречи, когда свет далёкой звезды становится близким, осязаемым и очень тёплым. Так, недавно в Алапаевске известный кинорежиссёр, член Союза кинематографистов России Владимир Попов устроил показ своего нового фильма «Звёзды за стеклом». Просмотр был организован
в небольшой аудитории центральной городской
библиотеки. Сорокаминутная картина вызвала бурю эмоций, а по сути, эта премьера стала настоящим культурным событием…

Владимир Попов работал учителем истории в средней школе Алапаевска. В 1998 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
С 1997 г. по настоящее время – кинорежиссёр. Проживает в Алапаевске. Работы Владимира Попова отмечены наградами и призами российских и международных кинофестивалей, в том числе:
«Дневной сон»: 2000 г. — III премия конкурса студенческих работ «Святая Анна»; диплом кинофестиваля «Московский пегас». «Клондайка»: 2002 г. — Гран-при VIII фестиваля «Сталкер». «Дорога к райскому саду»:
1995 г. — приз конкурса «Новые времена» (РТР, Интерньюс). «Унеси меня ветер»: 2006 г. – дипломы и призы Сретинского православного фестиваля «Встреча» и кинофестиваля «Золотой витязь».
«Станция Лямур»: 2004 г.
— приз газеты «Уральский рабочий» на XV Открытом фестивале документального кино «Россия» «За гуманизм киноискусства»; 2005 г. — диплом финалиста Всемирной конференции «Телевидение в интересах общества», INPUT-2005 в Сан-Франциско (США, 1-7 мая 2005).
Фильмография: 1995 г. – «Дорога к райскому саду», 1998 г. – «Пещера», 2000 г. – «Дневной сон», 2001 г. – «Гадание перед закатом»,
2002 г. – «Клондайка», 2003 г. – «Дом на качелях» (короткометражный, игровой), 2004 г. – «Станция Лямур», 2005 г. –
«Унеси меня, ветер…»,
2006 г. – «Под одним небом», 2009 г. — «От подснежников до желтых листьев», 2013 г. – «Звезды за стеклом».

Перед просмотром Владимир Попов сделал небольшое вступление, пояснив, что границы жанра и стиля картины размыты. Это не документальный и не художественный фильм, а, скорее всего, их смешение. Как выразился режиссёр – это условно художественно-документальное произведение. Все образы «Звёзд…» собирательные, как и история семьи, которых в нашей стране тысячи. В некотором смысле это история России в целом…
Показывать новую картину своим землякам, как признался постановщик, здесь, в Алапаевске, не совсем удобно. В том плане, что наши горожане, отвлекаясь от сюжета, ищут на экране себя, своих знакомых… А всё, что отснято, каждый кадр, каждый метр киноплёнки несёт в себе огромную смысловую нагрузку. Нынешний же показ нового фильма Попова принёс и самому режиссёру, и зрителям большое эмоциональное насыщение. Картину посмотрели с большим вниманием, а после поделились своими впечатлениями. Прежде всего высказывая слова благодарности, все как один говорили: «Спасибо за фильм!»
Вениамин Козельских:
— Фильм берёт за душу. Показана жизнь простого провинциального городка, но это сделано так красиво, душевно и с большой добротой. Через эту маленькую жизнь мы увидели срез всей России. И в этом все мы, вся наша жизнь: и война, и современность, и ветераны
войны, и молодёжь, и брошенные дети, и инвалиды… Низкий тебе поклон!
Юрий Трофимов:
— Сижу и плачу… Жизнь наша – вот она… Отлично выстроено музыкально. У меня тут же возникли свои ассоциации с «Хованщиной» Мусоргского. Великолепное начало: звучит пьеса «Болезнь куклы» из детского альбома П.И. Чай-
ковского, а заканчивается фильм визуальным изображением кладбища. И как сильнейший эмоциональный накал – танец инвалида-колясочника! Народно-музыкальная драма.
Татьяна Пятыгина:
— Все кадры связаны между собой и выстроены на метафорах. Вот если б этот фильм был снят во времена Брежнева, то мы бы здесь Вас не увидели! С этим фильмом Ваша карьера и кончилась… Это как будто сама жизнь отсканирована, реальная жизнь России от запада до востока. Это фильм вопрос: а что нас ждёт завтра?
Людмила Иванова:
— Вы вернули меня в то время, когда я занималась этими проблемами, и спасибо Вам за это. Соприкасаться с искалеченными судьбами детей сложно, трудно и больно. В то время в Алапаевском детском доме жил 151 ребёнок, и наш детдом был самый большой в Свердловской области. Да, сейчас Вы показали очень красивую картинку, но ни одно благоустроенное казенное учреждение не заменит ребёнку то, что может дать семья. И только мы, взрослые, всегда в ответе за своих детей.
«Я очень благодарен всем тем, кто помогал мне делать эту картину, — подчеркнул Владимир Попов в завершение встречи со зрителями. — Спасибо им за это! И куда бы мне ни приходилось обращаться (психоневрологический диспансер, детская школа искусств, детский дом «Созвездие», школа № 2), нигде мне не отказывали в помощи с организацией съёмок и относились с пониманием. Список этих людей очень большой. И ещё. Обычно зрители задают вопрос: сколько фильм снимали? Скажу так: три месяца и всю жизнь. Оператор Георгий Баженов снимал некоторые отрывки ещё в 2008 году. Ещё снимал Владимир Ламберг и Сергей Чайков. (Мы же добавим, что 70 процентов фильма снято конкретно режиссёром Владимиром Поповым.) А ещё я благодарен тем, кто снимался в картине и помог воплотить образы на экране: Татьяне Кетовой, Наталье Этмановой, Саше Зарецкому».
То, что режиссёр любит снимать детей, мы поняли по его ранним лентам. С таким же трепетным отношением он снимал детей и на это раз. Так, например, в школе № 2 и в детском доме съёмка велась сразу двумя камерами. Главную роль в картине исполнил Саша Зарецкий – сын сотрудников редакции газеты «Алапаевская искра». По большому счету он не играет, я бы сказала – просто реально существует в кадре. После съёмок Саша очень повзрослел, его пронзительный взгляд стал ещё задумчивее, глубже что ли…
8 декабря Саше исполнилось 14 лет. И он уже посмотрел на себя со стороны — диск с записью «Звёзд…» был подарен режиссёром-постановщиком его дедушке Василию Михайловичу:
— Мне объяснил режиссёр ситуацию: мальчик живёт в детском доме и любит играть на балалайке, — комментирует свою работу в фильме наш герой. — Мама от него отказалась… Сниматься было не очень сложно, но и не очень легко… Когда велись съёмки в детском доме, мне было интересно посмотреть, как живут эти дети. Я даже не мог себе представить, что у них нет родителей. И если бы мне предложили ещё раз сниматься в кино, я бы не отказался…
На экране перед нами постепенно кадр за кадром выстраивается судьба подростка, ещё совсем ребёнка. Его отец погиб в горячей точке, а надломленная горем мать самоустранилась от воспитания сына. Кажется, что мальчик никому не нужен, но это не так. Он находит себя в музыке. А ещё за него очень переживает учительница и педагог по классу балалайки… Но это не единственный сюжет картины и не единственная болевая точка. Чтобы составить своё мнение о новом фильме Владимира Попова, нужно его обязательно посмотреть. И тогда каждый ответит сам себе, почему эти звёзды за стеклом.

«Звёзды за стеклом» послесловие…
Скажу ещё раз, что в новом фильме Попова одну из главных ролей сыграл младший сын Саша сотрудников компьютерного отдела «Алапаевской искры» Андрея и Олеси Зарецких. Коллектив газеты не мог остаться в стороне от этого культурного явления и попросил Владимира Попова устроить ещё один просмотр фильма. На этот раз «Звезд…» показали в музее искусств, что на улице Пушкина, можно сказать, при полном аншлаге. Картину также пришли посмотреть и музейные работники, и ветераны редакции. И так же, как и в первый раз, состоялось обсуждение.
Мнения были очень разные. Кому-то искренне понравилось, кому-то нет. Но фильм не оставил равнодушным никого. В общем, все сошлись в одном: такое кино с яркой социальной тематикой очень нужно нашему зрителю. Как сказала Светлана Вострикова, оно не только для камерных залов, оно для массового зрителя. Его можно и нужно показывать в кинотеатрах.
Всем Зарецким, присутствующим на показе, очень понравилось участие в фильме одного из членов семьи. Дедушка Василий Михайлович смотрит «Звезд…» повторно и пришел к мнению, что картину недостаточно смотреть единожды. Только в последующем видишь то, что ускользнуло в первый раз. Замечаешь, как режиссёр тщательно относится к деталям. А кадры, отснятые в детском доме, особенно запали ему в душу. «Каждый кадр даёт надежду, — подчеркнул
В.М. Зарецкий, — уж больно ребята талантливые…» А папа Андрей признался: несмотря на то, что семья была в курсе съёмок, но увиденное на экране стало для них своеобразным открытием и по эмоциональному восприятию, и по работе сына. Родители оценивают Сашину работу на «отлично». Также совершенно новыми глазами посмотрела на фильм и партнёр Саши Зарецкого, исполнительница роли учительницы Татьяна Кетова. Причем она также отметила невероятной силы взгляд ребёнка. Вот уж действительно, кино – волшебная сила!


Ольга СИМОНОВА
Фото автора