Такая живая мёртвая натура


О. Низамутдинов. "Натюрморт", масло

Что такое натюрморт, все мы знаем — «мертвая природа», жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов. Рассматривая натюрморт, мы отмечаем живописный эффект произведения. Для натюрморта это, конечно, важно.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV―XVI веках, когда он считался частью исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Так, с небольшого экскурса в историю о зарождении живописного жанра началось открытие выставки 48 художественных работ из фондов музея изобразительного искусства «В стране натюрморта».
Ф. Ершов и Ю. Трофимов. Дискуссия в выставочном зале

Графика и акварель, масло и цветные карандаши ― многообразие техник и стилей — сделало вернисаж, объединивший творчество 26 авторов, невероятно интересным и ярким. В том числе в экспозицию вошли натюрморты, выполненные Верой Борисовной Городилиной в разные годы, но удивительным образом гармонично объединенные единством технического совершенства мастера. Виртуозные по исполнению акварели буквально пропитаны воздухом, легки и изящны, краски за более чем шестьдесят лет хранения не пожухли, не потускнели, наоборот, как прежде передают ощущения и ожидания, надежды художницы, зажатой в тисках предвоенной советской действительности, на яркий светлый праздник. Отменное чувство юмора Веры Борисовны отразилось и в оригинальности названий ее натюрмортов. Как вам, например, «Мемории по старому ботинку»? Организаторы специально выделили целую стену работ Веры Борисовны, так как в следующем году мы отметим 100-летний юбилей этой замечательной женщины.

И. Зинатулина. "Розы", масло

Вообще-то натюрморт считается учебным жанром, дающим возможность студентам, так сказать, набить руку, поупражняться в передаче текстуры и цвета, и серьезные мастера, как правило, натюрмортом пренебрегают. Но как же эта мертвая натура бывает живо передана, какие удивительные истории рассказывает внимательному зрителю! Из личных впечатлений от увиденного на вернисаже хочу поделиться потрясением от натуралистичности, великолепной живописности и глубины «Натюрморта с гранатами» Леонида Кейта, выполненной цветными карандашами. Или невероятно яркая, тонко передающая фактуру фруктов и стеклянной вазы, воздух, атмосферу жаркого, солнечного июльского дня, работа Олега Низамутдинова.

Пожалуй, у меня не хватит ни сил, ни газетной полосы, чтобы описать великолепие этой выставки, объединившей работы, которые, подобно хорошему вину, выдержаны и отобраны самим временем. Вам, уважаемый читатель, все это нужно увидеть своими глазами, стать свидетелями истории, поскольку эти работы, бережно хранимые в запасниках музея, не видели свет несколько лет ― последний раз выставка натюрмортов в Алапаевске проходила в 1997 году. Вас ждут по адресу: ул. Павлова, 37, с 10.00 до 16.00 по вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам. Вход совершенно свободный. Отличных просмотров!

Елена КЛЕЩЁВА

Фото автора