Певец родной природы


 

Фёдор Васильевич Ершов

В музее истории АМЗ открылась выставка алапаевского художника Фёдора Васильевича Ершова, в которой представлена 21 картина, выполненная в технике акварели, пастели, карандаша.

В маленьком помещении на стенах развешены небольшие картины в простых рамах. В витринах собраны экспонаты, представляющие «Уголок мастерской» Ф.В. Ершова.

— Идея создания «Уголка мастерской» принадлежит директору музея истории АМЗ Николаю Сергеевичу Игнатову, — рассказал художник. — Хотя никакой мастерской у меня конечно же нет и никогда, к сожалению, не было. Есть угол в гараже и угол в квартире. В этом «уголке» разместили портрет Уржумцева, написанный масляными красками. Он написан с натуры в год 50-летия победы. Уржумцев дважды орденоносец ордена Славы, бывший разведчик, о нём много писали газеты. Сам по себе человек очень скромный, работал на металлургическом заводе, а жил рядом со мной, поэтому мы были хорошо знакомы и я попросил его о портрете. Он и Ершов Василий Митрофанович попеременно приходили ко мне позировать. Что касается остальных представленных здесь работ, то в основном они выполнены в декабре прошлого и январе этого года, за исключением, пожалуй, четырёх более ранних работ…

"Берёзка молодая"

Внимание зрителей приковали картины. В экспозиции собраны, в основном, пейзажи. В работах Фёдора Васильевича присутствуют узнаваемые места — стела на въезде в Алапаевск, уголки Нижней Синячихи, Свято-Троицкий собор Алапаевска. Что касается последнего, то автор изобразил его «в будущем», назвав работу «Речка Алапаиха. 2111». На картине — участок реки от Белоглазовского моста до путепровода по улице Ленина, причем не в пребывающем сейчас запущенном состоянии — с заросшими берегами и руслом. Здесь представлен вариант того, что может когда-нибудь быть: выложенная камнем набережная, по обеим сторонам которой расположены аккуратно подстриженные кусты и деревья, дугообразный пешеходный мостик и вазоны с настурциями. Можно назвать эту работу художественным проектом, молчаливым призывом к преображению городского ландшафта, робкой надеждой на лучшее…

На выставке зрители увидели Ф.В. Ершова и как художника-анималиста. Три представленные картины объединяет одна общая тема, вернее общий персонаж, — рыжий кот-охотник. В одном случае он изображён лезущим на дерево к гнезду птиц, в другом случае кот ловит птичку, которая вырывается из его лап, в третьем — ворует улов из ведёрка рыбака. В данных работах проявилась наблюдательность Ф.В. Ершова, умение передать сиюминутные эмоции животных. Можно подумать, что картины с котом — это иллюстрации к какому-то забавному детскому рассказу.

"Осенние тени"

Без сомнения, удивительны пейзажи Фёдора Васильевича. Вспомним, что он художник-самоучка, что он всю жизнь работал в лесу и к живописи подошёл уже в сознательном возрасте… Поэтому в его картинах — родные края, которые он успел хорошо изучить за эти годы.

— Творчески я работаю с 1983 года, — сообщил Фёдор Васильевич. — К сожалению, в это время я работал на основной работе и не мог достаточно времени уделять творчеству. Тем не менее за эти годы успел создать 400 работ маслом и десятка три-четыре акварели, пастели, карандаша. Рисовать начал ещё в первом классе или даже раньше, уже не помню. Когда началась Великая Отечественная война, мне было восемь лет. Тогда куда-то делись и бумага, и краски, и карандаши, рисовать стало нечем. И помню, мы черкались на чём попало… Моей большой работой в то время была написанная в пятом классе «Песня о вещем Олеге», на которой Олег прощается со своим конём. Все смотрели тогда и говорили: «Смотрите, как он нарисовал!». Меня это тогда затронуло и я решил продолжать рисование. Мой троюродный брат Сергей, который был старше меня на три года, умел рисовать акварелью ковры с лебедями. И я всё просил: «Нарисуй мне, Серёжка, что-нибудь». Надо сказать, у него хорошо получалось и я любовался Серёжкиными работами… После сороковых у меня появились свои краски. Тогда клубный художник дал мне несколько тюбиков и кое-что показал. Я до сих пор удивляюсь, как тогда чисто интуитивно, не зная правил и приёмов, нарисовал первые три картины… Но после школы я пошёл в лесотехнический институт и пришлось мне не рисовать, а день и ночь лес рубить… Работали мы с семи утра, ночами, ездили по командировкам — было совсем не до живописи. А в начале 1980-х, когда случилась первая угроза для здоровья «жить или не жить», я спохватился: мне было тогда 49 лет, а я ничего ещё из того, что хотел, не сделал. Только лес рубил. И в 1983-м начал писать свои картины. В тот год проходили художественные выставки в Ирбите, и я предоставил на них три свои работы. В 1985—1987 годах были ещё выставки. Тогда я получил за свои картины диплом лауреата. В 1993 году прошла первая персональная выставка моих работ, после которой мне предложили взяться за организацию выставок, чем я и занимался в течение тринадцати лет до 2006 года, в том числе и созданием городского музея искусств…

"Проулок"

Ф.В. Ершов пишет много, чаще всего по наитию и с удовольствием. В своих работах воспевает уральскую природу, любуется ею. Его мазок осторожный, продуманный, часто он добавляет в картину какую-нибудь незначительную деталь, которая, однако, усиливает общее эмоциональное впечатление. Например, на картине «Речка Алапаиха» изображён человек, читающий книгу, что дополняет общую умиротворяющую обстановку. Или ухват, изображённый рядом с печкой, на картине «Былое и думы», небрежно воткнутый в снег, забытый, словно часть самой старой печки, напоминает о достатке и гостеприимстве, которым был наполнен когда-то стоявший здесь дом. В картине «На закате» по реке скользит едва заметная лодочка, а по огромному небу плывут тёмные облака.

Можно сказать, что творчество Ф.В. Ершова — это его мироощущение, в котором царят тишина и статика, постоянство и порядок. Стог сена на его картине ровный и аккуратный, а сельский проулок чистый и ухоженный. Но больше всего он любуется лесными пейзажами. И в своих картинах снова и снова стремится передать это непреходящее чувство благоговения перед миром природы.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора