Оглянись назад…


«Я просто любила и люблю свое дело. И все»

gorodilina

«СВОИМ ДЕЛОМ», ДЕЛОМ ЕЕ ЖИЗНИ ДЛЯ НЕЕ СТАЛО СОЗДАНИЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ ДОМА-МУЗЕЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО…
21 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕРЫ БОРИСОВНЫ ГОРОДИЛИНОЙ.

Это сегодня Дом-музей Чайковского – визитная карточка Алапаевска. Одна из нитей, которые прочно связывают его с мировой культурой. А до начала 1960-х годов его имя в городе пребывало едва ли не в забвении. И пребывало бы там и поныне, если бы не Городилина.
То, что Чайковские оказались в Алапаевске, — случайность.
Отец композитора, генерал-майор Илья Петрович Чайковский собирался служить в Нижнем Тагиле, но неожиданно получил приглашение стать управляющим Алапаевским горным округом. И дал согласие.
Петр должен был остаться в Петербурге, его жизненный путь был определен – вместе со старшим братом Николаем в кадеты корпуса горных инженеров. Но Петр тяжело заболел. И потому его взяли с собой, в Алапаевск.
Музыка влекла к себе Чайковского с раннего детства — с четырех с половиной лет он не помнит себя без фортепиано. Еще в Петербурге, до болезни, он успел взять несколько уроков у Филиппова — известного петербургского педагога-пианиста. Он уже свободно читал ноты, играл мазурки Шопена. Но крепко «стал на руки» он именно в Алапаевске. «Петр нам аккомпанирует, он прелестно играет, даже можно подумать, что играет взрослый. Нельзя сравнить, как он играл в Воткинске и теперь», — пишет в 1849 году из Алапаевска его взрослая кузина Лидия.
Но главное — не танцы и не вечера, посвященные домашнему музицированию. Главное — насущная потребность в музыке для себя. «Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен» — это из его письма к Фанни Дюрбах в марте 1850 года.
Всего пятнадцать месяцев своей жизни будущий великий композитор провел в Алапаевске, но это были как раз те дни детства, в которые происходит внутреннее самоопределение личности. И недаром он в 1890 году, будучи уже пятидесяти лет от роду, напишет брату Анатолию в Тифлис: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаевск, Екатеринбург и потом Волгой и Каспийским морем к Вам». Поездка не состоялась — Волга в тот год сильно обмелела. Но кто захочет увидеть снова город, оставленный сорок лет назад, если он к этому городу равнодушен? А для младших братьев Петра — близнецов Модеста и Анатолия Чайковских — Алапаевск стал родиной: именно здесь они появились на свет в 1850 году.
Впрочем, в 1947-м, когда в Алапаевск приедет Городилина, в городе о жизни Чайковских останутся лишь смутные воспоминания.
Вера Борисовна Городилина родилась в 1911 году на другом конце России, на Дальнем Востоке в городе Никольске-Уссурийском. В 1924-м, после ликвидации Дальневосточной республики, вместе с матерью уезжает в эмиграцию. Предполагалось – в Америку, к братьям матери. Но Америка закрыла квоты для эмигрантов – так они оказались в Китае. Хотя какой же Харбин — столица КВЖД — Китай? В 1930-х годах — это Россия. Подлинная Россия.
В Харбине она заканчивает гимназию имени Ф.М. Достоевского. Училась, как она сама позднее рассказывала, «посредственно, с троек на четверки, из пятерок у меня были только две – за поведение и по рисованию, но двоек не было никогда». Одновременно занимается в художественных студиях, мечтает стать художником. Но… «Там я не удержалась – мне было скучно и непонятно рисовать все эти кубы, пирамиды, шары, ведь я всегда рисовала что хотела и когда хотела. Кроме того, я почувствовала, что мне просто не одолеть все это по-ученому, я ведь рисовала только по наитию. Позднее я стала заниматься в студии художника Степанова – здесь все было по-другому: мы не рисовали никаких геометрических тел, а выполняли портреты карандашом и натюрморты маслом. И он как-то сказал мне: «У Вас есть наклонность к рисованию, но таланта нет». Тогда мне это показалось несправедливым преувеличением. Но теперь я понимаю, что он был прав. Тяготение к рисованию и живописи, мечта стать настоящим художником, создавать станковые полотна, иллюстрации, мелкую скульптуру преследовало меня всю жизнь, но всегда имелся какой-то потолок, через который я не могла пробиться, и временами он нависал надо мной так, что я вообще не хотела рисовать. А временами, напротив, не могла жить, чувствуя потребность высказаться в своем искусстве. Вот эта неровность и есть первый признак отсутствия таланта. А что существует иной путь – систематический труд и воля, об этом в Харбине я еще не знала. Об этом я узнала неожиданно, когда начала делать модели музыкальных инструментов и исследовать жизнь Чайковских, на сорок восьмом году своей жизни, уже в Алапаевске».
Но от возвращения в Россию ее отделяли тогда еще годы и годы. Она еще закончит в Харбине музыкальную школу по классу фортепиано, выйдет замуж, уедет с мужем в Шанхай, переживет голодные годы японской оккупации, и, наконец, в 1947-м, наотрез отказавшись ехать с матерью в Америку, сядет на океанский теплоход, идущий во Владивосток. И никогда не пожалеет о своем решении вернуться на родину.
В Алапаевск, как и Чайковский веком ранее, она попала случайно. «Нас привезли в Свердловск, где было распределение – кто куда хочет, в Москву, в Ленинград, совершенно свободно. Но я настолько тогда ненавидела Шанхай, что попросилась только в небольшой город, все равно какой, чем очень всех удивила. Так как я ехала как театральный художник, то мне предложили на выбор: или кукольный театр в Нижнем Тагиле, или драматический театр в Алапаевске. Я сказала, что мне все равно, что я не знаю ни того, ни другого, и получила направление в Алапаевск помощником декоратора».
В 1948-м театр из Алапаевска уедет, а она станет преподавателем фортепиано в музыкальной школе, которая носила имя Чайковского и располагалась в бывшем «доме управляющих», где прошла частичка детства великого композитора. И однажды она задаст себе вопрос: «А что я знаю о жизни Чайковских в Алапаевске?» И ответит: «Ничего. Но хочу узнать…».
Впрочем, история создания Дома-музея Чайковского в Алапаевске начинается не с этого вопроса, она начинается с увлечения Веры Борисовны, не имеющего к жизни Чайковских никакого отношения, с того момента, когда она в 1958 году перочинным ножиком из первого попавшегося под руку куска дерева вырезала маленькую скрипочку. Так было положено начало ее уникальной коллекции музыкальных миниатюр, вскоре к ним присоединяются модели музыкальных инструментов, которые она делает по своим эскизам, выполненным в музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве и музее музыкальных инструментов в Ленинграде.
В 1960-м она во время своего отпуска едет в Клин, на следующий год – Воткинск. Вскоре появляются сделанные ею модели комнат Чайковского – первые экспонаты будущего Дома-музея. Она работает в архивах, изучая переписку Чайковских, по крупицам восстанавливает обстоятельства их жизни в Алапаевске. Наконец, в 1965-м добивается принятия решения об открытии в бывшем «доме управляющих» мемориальной комнаты, посвященной великому композитору.
В 1966 году она знакомится с музыкантом Константином Ковальским, который дарит созданному ей музею свою удивительную коллекцию музыкальных инструментов: узбекские карнай и дутар, грузинские ствири, пандури и диплипито, украинскую бандуру, латиноамериканское банджо, канадскую пилу, японский ху-цинь, индийскую тамбуру и, наконец, терменвокс – так в музее появилась первая экспозиция музыкальных инструментов народов мира.
В 1970-х музей становится подлинным центром культурной жизни города – здесь проходят концерты, конференции, выставки, творческие встречи. О работе музея рассказывают по телевидению, о нем и его создательнице снимают фильмы.
И вдруг в 1983-м… все заканчивается: Дом-музей Чайковского на грани разрушения…
Он оставался на этой грани долгих четыре года. Спас его от полного разрушения … сам Петр Ильич Чайковский: в год 125-летия со дня рождения великого композитора его музеем в Алапаевске заинтересовалось ЮНЕСКО. Город неожиданно узнал, что на его территории расположен уникальный культурный объект. В 1988 началась реставрация — музей рождался заново.
И это рождение было одновременно исполнением и крушением мечты Городилиной.
«Мне представлялось, что наш музей должен стать музеем детства Чайковского, представлять период жизни Чайковских именно здесь, в Алапаевске. Мне хотелось, чтобы были восстановлены патриархальный быт и уют их времени – ведь именно они были источником чувств и музыки Чайковского. Мне хотелось, чтобы жилые комнаты непременно были обставлены как при Чайковских – это нетрудно было сделать, пусть подлинных вещей того периода не сохранилось, но это не так уж и важно, ведь там была казенная обстановка! В других же комнатах, я предполагала, будет представлено творчество композитора и непременно экспозиция, посвященная теме «Чайковский и современность».
Но художник Юрий Калмыков, человек, безусловно, талантливый, выдвинул совсем другую концепцию музея. Я очень горячо была против представленного им проекта, потому что в той идее, которую он выдвинул и которой он был просто одержим, не было ни алапаевского детства Чайковского, ни его семьи, ни окружающего его мира, а были только какие-то абстрактно-возвышенные космические мотивы. К сожалению, меня не поддержали, потому что от краеведческого музея было много молодых сотрудников, а молодежь всегда более восприимчива на новые идеи, чем люди такого закала, как я… Конечно, сейчас музей похож на дворец, нужно отдать Калмыкову должное, он сделал все красиво и возвышенно, но та атмосфера, в которой вырос Чайковский – она утрачена…».
Тогда, в 1989-м, ее не услышали. Но время все расставляет по своим местам: и то, что двадцать лет назад казалось современным и потрясающим, сегодня кажется надуманным и вычурным.
И, может быть, когда-нибудь мы придем в тот Дом-музей Петра Ильича Чайковского, о котором мечтала его создательница Вера Борисовна Городилина – в музей алапаевского детства великого композитора, детства, о котором он всегда вспоминал с тихой грустью и нежностью.

Олег БЕЛОУСОВ

В память о В.Б. Городилиной (статья от 05/03/2009)

Перебирая недавно свои бумаги, мне в руки попала записка Веры Борисовны Городилиной. В ней она обращается ко мне с очередной своей задумкой, чтобы, как она тактично писала, «хорошо бы наладить переписку с художниками г. Уссурийска…». У нее там, оказывается, есть знакомые художники. Мне, конечно, было интересно познакомится с художниками Уссурийска. Я отправил туда письмо, некоторые каталоги наших выставок, написал, как мы организуем работу нашего музея. Вскоре мы получили ответ. Завязалась переписка. Мы обменивались опытом работы, использовали советы. Конечно, это мне и нашему молодому музею приносило пользу. Но сами понимаете, что музеи не могут дружить путем переписки. В 90-е годы мы не могли поехать в Уссурийск, а они к нам. Больше того, даже почтовые расходы были в тяжесть. Поэтому через некоторое время мы не получили ответа из Уссурийска и наша переписка закончилась.
Такие записки от Веры Борисовны поступали неоднократно, в которых она что-то просила, что-то предлагала, советовала. Иногда я даже сердился. У меня столько проблем: нет средств, зарплату не дают, отчеты, организация выставок, а тут она. Но я быстро менял свое настроение, удивляясь и восхищаясь этой женщиной, которая на девятом десятке жизни не устает думать о деле, которому она служила.
Да что говорить, музеем-то я занялся с ее благословения. Когда в восьмидесятые я с жаждой занялся живописью, пытаясь наверстать упущенное, в 1993 году на моей персональной выставке Вера Борисовна мне сказала: «Вот Вы, Федор Васильевич, выходите на пенсию. Вы еще молодой, вот и займитесь организацией выставок». Что ж, я и не возражал. А потом мы с начальником управления культуры А.М. Кузнецовым определили форму работы – «музей изобразительного и прикладного искусства», чтобы не только проводить выставки, но и собрать фонды творческих работ алапаевских художников.
Много времени с тех пор прошло. И Веры Борисовны не стало, и по требованию врачей мне запретили работать (после двух инфарктов), но музей-то работает, выставки идут и фондов накоплено более двух тысяч художественных работ. И это все сделано для жителей и гостей Алапаевска. И вообще, я думаю, наш замечательный город достоин иметь такой музей изобразительного и прикладного искусства.

Ф. ЕРШОВ,
бывший директор музея искусств

Это нужно живым (АКЦИЯ)

16/10/08
— Ну что, я вновь по тому же вопросу, так ничего и не изменилось, а у сына крест вообще упал, — с этими словами зашел в мой кабинет Валерий Юрьевич Баякин, обычный горожанин. И я сразу вспомнила, зачем он приходил к нам еще летом. Как и в прошлый раз, положил мне на стол фотографии могилки Веры Борисовны Городилиной, почетного гражданина Алапаевска, чье имя неразрывно связано с историей города. Этому имени мы обязаны появлением известного далеко за пределами города и области музея Петра Ильича Чайковского.
У Веры Борисовны в Алапаевске из родных никого не осталось, стало быть, ухаживать за ее могилкой некому. Холмик давно сровнялся с землей, зарос травой, крест покосился, а у сына, подгнив, упал совсем. Рядом могилки безродных людей, недалеко – свалка.
— Неужели она не заслужила лучшего, доброй памяти? — недоумевает Валерий Юрьевич. — Пройдет время, и у нее крест упадет, втопчется в землю, зимой ничего не будет видно и запросто на это место можно похоронить еще кого-нибудь. Мы же так можем совсем потерять могилу. Ну подниму я у сына крест, установлю, но это же все равно не выход. К кому уж я только ни обращался, в музей заходил – только плечами пожимают. Я вообще предлагаю собрать деньги с людей, да хоть по пятьдесят рублей, и сделать ей хороший памятник. Ей-богу, она его заслужила.
И он, конечно, прав. А может, правда, объявить такую общегородскую благотворительную акцию, найти таких же неравнодушных людей и облагородить последнее пристанище Городилиной. Чтобы сохранить его в истории города, для наших потомков. На самом деле, это нужно не мертвым, это нужно живым. Как думаешь, читатель?

Светлана ВОСТРИКОВА
Фото В. Баякина

23/10/08
В том, что материал о Вере Борисовне Городилиной многих не оставит равнодушными, мы ничуть не сомневались. И правда, только газета дошла до читателей, в редакции раздались телефонные звонки.
– Вы знаете, я ведь даже всплакнула, прочитав про Веру Борисовну. Объявите акцию, давайте соберем деньги, и я к вам приду, тоже внесу свой вклад, — предлагает преподаватель детской школы искусств поселка Западного Лариса Валентиновна Кузнецова.- Я ее с детства помню, когда в музыкальной школе училась, когда в музей к ней ходили.
Мы вообще-то сразу решили провести благотворительную акцию, а предложения наших читателей только утвердили нас в правильности решения. Тут же сделали копилку для сбора средств и поставили в приемной редакции. За зиму соберем, а весной, как сойдет снег и подсохнет земля, купим и установим памятник. Может, получится к родительскому дню. Приглашаем всех добрых и отзывчивых людей принять участие в благотворительной акции.

Редакция «АИ»

6/11/08
Сбор средств на надгробный памятник Вере Бори­совне Городилиной продолжается. На сегодняшний день собрано 2043 рубля (810 рублей – коллектив ре­дакции, 1000 рублей – Нина Николаевна Скляр, учени­ца Веры Борисовны, остальные 233 рубля – посетите­ли редакции).
Не оставайтесь в стороне, это – дело чести каждого.

15/01/09
Остались позади новогодние хлопоты и праздники. Мы вновь вернулись к благотворительной акции по сбору средств на памятник Вере Борисовне Городилиной на месте её захоронения.
На сегодняшний день собранная сумма составляет 40909 рублей.Наши читатели Наталья Павловна
Бабушкина и Елена Владимировна Баякина внесли по 100 рублей, Нина Петровна Самкова – 200 рублей. Ветераны ОВД собрали и принесли 400 рублей. Значительный вклад сделала Алапаевская детская школа искусств – 8870 рублей. Коллектив детской школы искусств поселка Западного вложили в копилку 900 рублей. Огромное всем спасибо!
Благотворительная акция продолжается.

22/01/09
Благотворительная акция по сбору средств на памятник Вере Борисовне Городилиной позволила собрать 41109 рублей. За прошлую неделю принес и положил в копилку 100 рублей наш читатель Генрих Исакович Белявский, столько же вновь добавила редакция.
Вчера был день рождения Веры Борисовны. Сегодня мы посвящаем полосу этой удивительной женщине. И продолжаем благотворительную акцию, которая будет не только подсчитывать собранные средства, но и рассказывать о добрых делах, мероприятиях в память о Городилиной. Читатель, присоединяйся, если есть о чем рассказать — пиши и присылай в редакцию. Благодарим за участие.

29/01/09
Продолжается акция по сбору средств на памятник Вере Борисовне Городилиной. На прошедшей неделе 100 рублей в копилку внесла наша читательница Елизавета Николаевна Караваева. Директор Дома-музея П.И. Чайковского Игорь Вадимович Заложнев выразил благодарность за публикацию о В.Б. Городилиной. До весны пройдут запланированные мероприятия в память об этой женщине, а весной мы обязательно исполним и завершим задуманную идею. Приглашаем всех, кто еще не откликнулся на благотворительную акцию, принять в ней участие. Благодарим за поддержку.

15/02/09
На памятник Вере Борисовне Городилиной мы уже собрали 49209 рублей. Депутаты городской думы собрали и принесли 6800 рублей. Инициатор сбора средств Валерий Баякин разместил в интернете предложение поддержать благотворительную акцию. И уже на прошлой неделе на адрес редакции пришел денежный перевод на 1000 рублей из города Кирова от Людмилы Михайловны Романенко. Наш читатель Нина Вячеславовна Дедюхина принесла в копилку 200 рублей.
Благотворительная акция вступила в очередной этап. Во вторник в редакции состоялся оргкомитет с участием архитекторов Алексея Фоминых и Елены Калининой, депутата Сергея Стяжкина, начальника управления культуры Анатолия Кузнецова, директора Дома-музея П.И. Чайковского Игоря Заложнева, председателя городского союза женщин Веры Валовой, председателя городского краеведческого клуба «Невья» Юрия Жиркова. Вместе мы обсудили дальнейшие действия, предложили разработать проекты будущего памятника и на следующее заседание оргкомитета представить эскизы. Поговорили о необходимости мемориальной доски на здании музея, памятника во дворе музея, о готовящемся мероприятии, посвященном Вере Борисовне, «Его Величество Женщина».
Обо всем об этом мы обязательно вам расскажем, уважаемые читатели. Следите за информацией.

19/02/09
За прошедшую неделю благотворительная копилка пополнилась на 4500 рублей. Электронным переводом через интернет нам прислали на памятник: Лобанов Евгений Николаевич из Нижневартовска — 1000 рублей, Алексей Федорович Ощепко из Железногорска — 100 рублей, 3000 рублей пришли из Ямало-Ненецкого автономного округа. Продолжают приносить деньги наши читатели. По 100 рублей каждый принесли в редакцию супруги Ершовы Федор Васильевич и Нина Александровна, 200 рублей вложила Ольга Балахонова.
На очередном заседании члены инициативной группы рассмотрели эскизы будущего памятника, определились с выбором, предложили фирмам по изготовлению памятников просчитать его стоимость. В настоящее время идет работа по подбору снимка Веры Борисовны, текста под снимком. Работа продолжается.

26/02/2009

На памятник Вере Борисовне Городилиной собрано 55109 рублей. За прошедшую неделю в редакцию принесли деньги и положили в копилку: супруги Гладыш Владимир Иванович и Валентина Васильевна — 500 рублей, Малых Светлана Георгиевна — 200 рублей, пожелавший остаться неизвестным — 1000 рублей.
Городской союз женщин 4 марта в музее Петра Ильича Чайковского проводит открытое мероприятие «Её величество Женщина», главной героиней которого будет Вера Борисовна.
Инициативная группа продолжает свою работу.

05/03/2009
О нашей благотворительной акции узнали на Рублевке. Именно с Рублевского шоссе на прошлой неделе в адрес редакции на памятник Вере Борисовне Городилиной поступило 3000 рублей от Д.А. Векшина. Сто рублей прислал из Железногорска Виктор Юрьевич Сутугин. Депутаты городской Думы внесли еще 500 рублей, Альбина Федоровна Белькевич вложила в копилку 1000 рублей. И всего сегодня собрано 60009 рублей.
Во вторник в очередной раз инициативная группа собралась в редакции. Андрей Кузнецов, исполняющий обязанности руководителя специализированной похоронной службы города Алапаевска, представил образец материала для памятника, были выбраны фотографии и надпись. После компьютерной обработки члены инициативной группы сделают окончательный выбор снимка.

12/03/2009
На памятник Вере Борисовне Городилиной на месте ее захоронения собрано 61859 рублей. За последнюю неделю свой вклад в благотворительное дело внесли: коллектив Останинской среднеобразовательной школы — 1600 рублей, Римма Ивановна Книсс — 100 рублей, подруга Веры Борисовны Татьяна Васильевна Заворотищева — 100 рублей, женщина, пожелавшая остаться неизвестной, положила 50 рублей.
4 марта в Доме-музее Петра Ильича Чайковского прошел вечер памяти «Её Величество Женщина», посвященный Вере Борисовне.

19/03/2009
За последнюю неделю в копилку на памятник Вере Борисовне Городилиной средств не поступило. Это вполне нормальное явление, мы и так с помощью всех, кто принял участие в благотворительной акции, собрали очень даже солидную сумму. Ещё раз хотим от всей души поблагодарить всех добрых и отзывчивых людей за участие. Акция продолжается, если кто-то ещё пожелает внести свой вклад – двери «АИ» всегда открыты.
С этого времени уже нет смысла еженедельно напоминать об акции. Работа над изготовлением памятника уже идёт, будем ждать, когда сойдет снег, просохнет земля и можно будет начинать подготовительные работы непосредственно на кладбище. О том, как будут продвигаться дела, мы обязательно будем информировать читателей. И если до этого что-то появится новое, мы обязательно расскажем. Еще раз огромная благодарность всем.

9/04/2009
За время, что прошло после последней информации по благотворительной акции, в копилку собрано 64092 рубля. Коллектив городской средней образовательной школы № 2 внёс 1200 рублей, и пришел перевод на 1000 рублей от А.А. Архиповой из города Вязьмы.
Андрей Кузнецов, руководитель похоронной службы города, представил на очередное заседание инициативной группы смету расходов по установке памятника. В смету вошли расходы на приобретение памятника Вере Борисовне, небольшой стелы или тумбы сыну, мемориальной доски на здании Дома-музея П.И Чайковского, гравировка, полукованая оградка, все установочные работы, в том числе отсыпка и планировка дороги. Всё это будет стоить 75800 рублей. Нам пока не хватает средств на щебень на дорогу, которого необходимо не меньше четырёх-пяти машин. Но еще есть время, может поступят еще средства. Попробуем обратиться к организациям по производству щебня, возможно, пойдут нам навстречу или дадут скидку. Мы уже обратились с письмами к ООО «Уралстройсервис» и ООО «Гранит» за тротуарной плиткой вокруг памятника, за щебнем, песком и цементом в ОАО «Алапаевская автоколонна» и к ИП Васёву Л.Н. И нам нигде не отказали! Большое спасибо за понимание Владимиру Кукарских, Виктору Балакину, Владимиру Разумову, Сергею Васёву.
Вместе мы завершим огромное дело.
Светлана ВОСТРИКОВА