Музейная республика


Эти предметы окружали заводского рабочего дома

ЭКСПОНАТЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ

— Не в шкафах лежать и пылиться должны экспонаты… а работать, — убеждён директор музея истории Алапаевского металлургического завода Николай Игнатов.

И они «работают» — экспонируются в различных тематических выставках. Ведь музей истории АМЗ — один из самых активных в плане экспозиционной деятельности, в чём тесно сотрудничает с фотографами, художниками, городским архивом, частными коллекционерами, краеведческим клубом «Невья» и, конечно, другими музеями.

Для этого, помимо постоянно действующих экспозиций, есть в музее отдельный зал для проведения сменных выставок. Со времени его появления (т. е. с 1996 года) их прошло несколько десятков: например, выставка старой фотографии «Кабинет-портрет», экспозиции «300-летие Свято-Троицкого собора», «Графика души», «Дорогие мои старики», «200-летие со дня рождения И.Е. Софонова», «Война, что ты, подлая, сделала» и многие другие. Часто на открытии выставки вниманию зрителей бывает представлена специально подготовленная тематическая постановка народного театра «Театрон».

— Как правило, выставки возникают спонтанно. Кто-то из друзей музея предлагает идею, связанную с определённой датой, событием, человеком, — рассказывает Николай Сергеевич. — Потом придумываем композицию, подбираем экспонаты. Бывает, что в процессе подготовки кое-что меняем…

У истоков музея стояли два замечательных алапаевских краеведа — И.А. Корюкин и Ю.П. Абрамов. В преддверии 40-летия Великой Победы, в 1985 году, они оформили комнаты боевой и трудовой славы работников АМЗ, которые и стали первыми экспозициями музея.

Макет завода 1704 года. Выполнен Е. Калининой

— Посмотрите, рабочие домны носили не шапки, а вот такие войлочные шляпы, — рассказывает хранитель фондов музея Анна Третьякова, показывая витрину со спецодеждой металлургов. — Такая лучше защищает лицо и голову от искр, не загорается, а только тлеет…

Позднее, когда заводчане стали приносить в дар музею личные предметы, появились новые экспозиции, которые позволили открыть уже музей истории завода. И всё это время Н. Игнатов так или иначе был связан с музеем, поэтому он знает здесь все предметы, которых уже около двух тысяч. И может в одном зале вести до пяти экскурсий: о быте заводчан, о становлении завода, образовании города, династии Яковлевых, Гражданской войне, рассказывать об И.Е. Софонове и т. д.

Музей примечателен наличием объёмных макетов — здесь есть большой макет первого поселения на берегу речки Алапаихи, макет водяного колеса, спроектированного Софоновым, есть и фрагмент обстановки дома заводского рабочего.

А. Третьякова - хранитель фондов музея

— Вот это — напольный подсвечник для лучин. Такие стояли в домах еще до распространения керосина, который был довольно дорог, — поясняет смотритель музея Игорь Заложнев, указывая на массивный металлический предмет. В этой же экспозиции на столе, покрытом филейной скатертью, стоит керосиновая лампа. В углу висит зыбка, прикреплённая к потолку на пружину. — Пружина — изобретение заводских рабочих. В деревенских домах зыбки крепили на изогнутые шесты…

На экскурсии приходят и дети, и взрослые. Музей тесно сотрудничает со школами, детскими садами, профессиональными учебными заведениями, центром «Вдохновение». Организует выездные выставки в В. Синячихе, Костино, Н.-Шайтанском, Реже, Н. Синячихе.

Сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу. Совместно с городским краеведческим клубом «Невья» организуют не только выставки, но и конференции, издают альманах «Истоки».

Зал боевой славы

Конечно, главные научные интересы сотрудников музея связаны с заводом, но постепенно этот круг расширяется. Правда, собранным экспонатам в главном зале тесно. В витринах предметы одного времени, на стендах — фотографии другого, например, первой половины XX века. А под самым потолком размещаются снимки завода уже второй половины XX века. Но в этом соседстве времён свой смысл — ведь история непрерывна.

Например, подсвечник для лучин, журнал «Нива», кузнецовский фарфор, кусочки кровельного железа — предметы быта конца XIX — начала XX века. А о жизни десятилетия спустя расскажут керосинки, гимнастёрки, пушечные снаряды, комплектующие к которым делали на АМЗ…

В одном экспонате — не только история или эпоха, но и микромир людей, ещё недавно живших в нашем городе.

— Сейчас работаем над увеличением фондов. Сначала мы просто собирали, потом приводили в порядок. На очереди составление и пополнение коллекций, — говорит о сегодняшней работе музея директор. — Если говорить о ближайших планах, то в конце мая откроем выставку детского рисунка. В настоящее время отбираем для неё работы. Пользуясь случаем, всех приглашаю посмотреть — некоторые дети рисуют просто бесподобно.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора

МУЗЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

«Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

К. Ушинский

Мои уроки закончились. Маленькая пауза. Жду своих девятиклассников на репетицию, а они очень заняты уроками и консультациями. Смотрю в окно. Хорошо что в школьных кабинетах большие окна. За окном весна… Радует глаз нежная зелень. А ведь красота, пышность кроны дерева зависит от его корней. Если глубоко в землю уходят корни, если они крепки, то уверенно, быстро растёт деревце, не боится ни засухи, ни урагана. Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями.

Вспоминаю прошедший год, наполненный множеством дел, больших и малых, но неизменно важных для нас всех. Пожалуй, одним из ярких, запоминающихся событий для нас, девятиклассников Невьянской школы и их классного руководителя, было «музейное путешествие». Наша школа тесно работает с музеями района в рамках программы «Истоки», и это далеко не первое путешествие. Но в этом году мы не только посетили музеи, но и выполнили интересные творческие задания.

Голубковский музей встретил нас «Свадебным переполохом». Его заведующая Ирина Васильевна Ялунина знает, что дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд. Она считает: ребята заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения поможет проложить тропинку к их душам. И души их открылись навстречу празднику. Я видела это по их взволнованным лицам, по тому вниманию и волнению, с которым они слушали свадебные песни и участвовали в свадебном действии.

«У меня сердце дрогнуло, когда увидела родную часовню на картине местного художника Валентина Степановича Мельникова «Часовня. Деревня Ключи. 2003 г.», — говорит Катя Прилуцких после посещения Костинского музея. — Сколько себя помню, столько и её. А вот снова стою и смотрю. И ещё меня потрясли цыплята из одноимённой картины. Так и хочется взять их на руки, поднести к лицу, таких нежных и незащищённых». Притихли мои ребятишки в художественном зале музея, сотовые телефоны отключили, говорят тихо, больше смотрят. Стоят перед картинами. А у меня сердце щемит от любви, вижу: взрослеют мои детки, открыты их души прекрасному. Спасибо большое экскурсоводу Наталье Анатольевне Пащенко, которая показала нам удивительный мир Валентина Мельникова.

Поток времени смывает многое. Остаётся жить то, что закреплено памятью народа, согрето его любовью, то, что стало достоянием каждого из нас. «Уральская старина в цветах и красках» встретила нас в Арамашевских избах. Мы давно знакомы со здешним музеем и любим удивительно мудрую, добрую, необыкновенно интересную, очень родную Веру Васильевну Реутову. Ребята заулыбались, уверенно, как домой, зашли в избу. У порога остановились. И в который раз удивились чуду, удивились красоте, поразились глубине любви и трудолюбию. Как связано всё, как магически переплетается: жизнь человека, судьба семьи, история государства. А тёплый, ласковый голос экскурсовода звучит и звучит, заставляя биться сердце, волнуя душу. «В этих избах всё по-настоящему, по-живому: встречают нас с любовью, пахнет пирогами, теплом. Уютно. Незамысловатая на первый взгляд роспись полна глубокого смысла. Она, как ниточка, связала нас, сегодняшних, с теми, кто жил раньше», — делится мыслями Катя Богданова, когда мы возвращаемся домой.

«Самоцветную музыку земли» уральского края, сказочного и строгого, услышали мы в зале минералов Верхнесинячихинского музея. После знакомства с экспозицией весело, с большим интересом, азартно выполняли ребята творческое задание музея. Помогала им милая, знавшая великолепно своё дело, юная Алина Сергеевна Гордейчук, экскурсовод. Спасибо ей за теплоту общения с нами.

Вроде бы деревенские мои девятиклассники, и жизнь сельскую знают. Ан нет, в селе Коптелово удалось Леониду Фёдоровичу Русакову так рассказать в музее о деревенском житье-бытье, что притихли мои говоруны: многое они не знают или знают понаслышке, а над многим и не задумывались даже.

Так каким же душевно богатым должен быть музейный работник! Каждый день, переступая порог музея, он забывает о мирской суете, о тревожащих его сердце бедах и встречает посетителей с просветлённой душой. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В себе самом и в детских пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих. Не оправдать их надежды невозможно.

Девятиклассники Невьянской школы и я поздравляем всех работников музеев с профессиональным праздником! Мы рады, что судьба подарила нам встречу с трудолюбивыми, добрыми, открытыми людьми, хранящими дивную красоту и уникальные творения рук человеческих. Всего вам доброго!

Н. СЛОБОЖАНИНА, классный руководитель 9 класса Невьянской школы