Маленький вернисаж для одного зрителя


Юрий Трофимов, Алапаевск
Юрий Трофимов

Он писал так много, как будто не мог надышаться. Не хватало бумаги, красок, кистей, а он всё творил и творил. Одна, две, три сотни картин… Но картины нигде не показывал, не выставлял. Кроме близких друзей их практически никто не видел.

И вот прошло более 50 лет. «Пора», — сказал художник и протянул руки к антресолям. Купил картон и месяца два по нескольку часов, не отрываясь от рабочего стола, резал, клеил, реставрировал, оформлял.

Юрий Сергеевич Трофимов решил показать свои картины широкому кругу зрителей. Для этого он из нескольких сотен работ отобрал и оформил 116. Для экспозиции выбрал 60. Но, исходя из размеров картин, возможно, развесят только сорок. Место для такой своеобразной выставки благодаря сотрудникам ЦГБ и лично Н.В. Бакастовой нашлось в помещении городской библиотеки. Из всего огромного пласта акварелей, написанных в период с 1959 по 1962 год, он отобрал именно эти, навеянные творчеством импрессионистов, абстракционистов и других течений современного искусства.

Каритны Трофимова Юрия
Художник выставлял свои картины прямо на стульчики

— В первую очередь я считаю своим учителем Константина Афанасьева, — рассказывает Юрий Сергеевич. – Именно его живопись подтолкнула меня к занятию рисованием. Но также я знакомился с живописью многих других мастеров. Меня очень впечатлили такие потрясающие художники, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Василий Кандинский, Павел Филонов, Сергей Архипов, Петр Кончаловский, а также Р. Фальк, П. Сезанн, Жорж Пьер Сёра, Синьяк. Здесь никто так не рисовал… Даже познакомиться с картинами этих художников было трудно. Но Костя выписывал журналы, так мы и учились…
Именно с Сёра Трофимов и перенял оригинальный метод рисования – пуантилизм (художественный приём, основанный на передаче оттенков цвета с помощью цветных точек). Таких работ у Юрия Сергеевича очень много. Смотреть на такие картины надо немного поодаль. Только тогда изображение воспринимается целиком. При этом как будто в воздушном пространстве, пошагово зрительскому глазу открывается деталь за деталью, образ за образом…
Вообще-то художник не остановился на одном каком-то течении современного искусства. Скажем, всё то, что вышло из-под его талантливой руки, – результат поиска и эксперимента. Он экспериментировал даже с материалом. Одну картину нарисовал с сахарным сиропом. И изображенная на ней стеклянная бутылка до сих пор отливает кристалликами. Когда не хватало бумаги, он приспосабливался писать на газете, покрыв её подсолнечным маслом.
Мне посчастливилось быть участником домашнего показа, где я была одним-единственным зрителем. Юрий Сергеевич наблюдал за моим восприятием и потихоньку комментировал, а я с глубоким удовольствием погружалась в созерцание. Никогда не видела этих картин. И поэтому в тот вечер Трофимов открылся для меня в совершенно невиданном свете. «ХУДОЖНИК! – кричало моё сердце, — почему скрывал от нас свои сокровища, не рассказывая, не показывал, утаивая, большое творчество? Этих работ хватит, чтобы заполнить музей современной живописи в отдельно взятом городе!»
Юрий Сергеевич выставлял работы на два стульчика, я давала картинам названия – у Трофимова они значатся под номерами. Это было наивно и невпопад. А если моё название и видение совпадало с авторской интерпретацией, то радовалась как ребёнок. К такой живописи надо быть готовой. Зрителю, видевшему перед собой только классическую школу изображения, многое будет непонятно. Но в его картинах много и простых, узнаваемых вещей. И написаны они в такой радостной цветовой гамме, что душа поёт. Есть серия портретов знакомых и близких ему людей – брат Кейта, Костя… Вот натюрморты, наполненные простыми обыденными вещами: цветы, стекло, журнальный столик, на нём – рыба…
— Ярко, весело, празднично, — вступает в разговор супруга художника Людмила Евгеньевна. — Какой Юра, такой и его мир – добрый. И ещё… Разве ты не замечаешь сходства с Анной Ивановной? Посмотри же – он копия мама. У неё такое же буйство красок. Тот же мир. Не зря же говорят — из мамы вышел…
«Ван Гог с трубкой», «Несение Креста», «Белый ангел», «Красная гостиная», «Портрет учителя», «Ева», «Конь Блед», «Красная тень любви» и другие картины Юрия Трофимова алапаевский зритель увидит на его персональной выставке художника в центральной городской библиотеке на улице Ленина. Когда состоится вернисаж, наша газета сообщит дополнительно.
Приходите на выставку. Всё, что вы там увидите, возможно, подвигнет на знакомство с другими современными художниками. Приятного вам впечатления и много новых ярких открытий.

Ольга СИМОНОВА
Фото автора