Хранитель предметов старины


Основа любого музея – это музейные предметы. Поэтому главный человек в таком учреждении – хранитель фондов. Именно он знает каждый экспонат «в лицо», а ещё место, где тот хранится и откуда взялся. И, конечно, может о любом предоставить самую подробную информацию.
Обо всём этом мы поговорили с Еленой Смирнягиной, хранителем музейных ценностей Костинского историко-художественного музея.


Разделяй, но запоминай

– Елена Васильевна, сколько экспонатов в Костинском музее?
– Основной фонд – около 4,5 тысячи предметов. Плюс примерно 2,5 тысячи –научно-вспомогательный фонд. То, что не задействовано в выставках и экспозициях, находится в фондохранилище. У нас это приспособленное помещение, потому что музей занимает здание бывшей школы. Поэтому здесь нет специальных фильтров воздуха, кондиционеров, увлажнителей. И раз помещение не специально построенное, мы не можем достигнуть в нём особой температуры хранения, но создаём правильное освещение, то есть абсолютную темноту. Основное требование для хранения фондов – полное отсутствие дневного света, потому что ткань, бумага выгорают, желтеют, теряют внешний вид.
Для соблюдения температурно-влажностного режима зимой открываем двери, проветриваем. Летом в этих каменных стенах и так очень холодно.

– Как хранятся предметы?
– Хранение фондов предполагает разделение их по коллекциям, видам материалов и т.д. Каждый предмет подписан – имеет свой фондовый номер, потому что если не подписать, то потом не найти. И каждый, по возможности, хранится по отдельности. Например, обувь – в картонных коробках. Ткани с шерстяными нитями проложены средствами от моли. Пластинки – каждая в своём конверте.


– Самый первый экспонат музея?
– Бивни мамонта. С них, можно сказать, началась история музея. Их сначала использовали на уроках. Потом решили сделать школьный краеведческий музей.


– Какой экспонат самый старинный из предметов материальной культуры?
– У нас есть железный подлучинник XVIII века, стоит в экспозиции. Есть нарядное платье конца XIX – начала XX века.


– Много ли поступлений?
– Очень много предметов приносят и отдают. Но у нас есть лимит – мы можем принять в фонды 100 предметов в год.
Например, в этом году я приняла несколько картин нашего художника Валентина Мельникова. Сейчас вношу подаренные фотографии.
Есть музейное правило – в экспозиции не должно быть предметов, не состоящих в каком-либо фонде. Нельзя, грубо говоря, принести что-то с улицы и поставить в экспозицию – всё должно быть на строгом учёте.


– Что значит внести предмет в фонды?
– Это целый процесс! Расскажу на примере фотографии. Во-первых, даритель пишет заявление, что просит принять от него в дар такие-то предметы (список) и подтверждает, что является их единственным владельцем, и никто не может на них претендовать. Обязательно указываются его паспортные данные. Далее я по каждому предмету составляю акт временного хранения с его кратким описанием, присваивая порядковый код дарения и вписывая в специальную тетрадь, которая ведётся с 2018 года. Потом пишу карточку обоснования каждого предмета, где более подробно его описываю и даю обоснование, зачем он нужен музею. Например, «фотография представляет интерес в художественном плане как характерный популярный способ растиражирования событий. Имеет хорошую сохранность. Соответствует комплектованию музейной коллекции «Фотография», может быть использована в концепции тематических выставок, а также в постоянной экспозиции «Быт сельских жителей в 70-е годы ушедшего столетия». Затем эти документы отправляю в наше головное учреждение – Верхнесинячихинский музей на фондово-закупочную комиссию (ФЗК), которая их рассматривает и принимает решение, принять или не принять предмет в фонды. Конечно, они принимают положительное решение, потому что если мы направляем им эти документы, значит данные предметы нам нужны. ФЗК подписывает протокол и приказ о его приёме, которые мне высылает. Затем данный предмет я заношу в книгу поступлений основного фонда и составляю акт приёма предметов на постоянное хранение, договор дарения с дарителем. Далее в течение трёх месяцев после ФЗК данный предмет вношу в госкаталог, при этом обязательно его фотографирую и заполняю соответствующий формуляр.
Кроме того, для музеев, у которых большой фонд, как наш, сейчас ввели электронную программу 1С:музей. Это наша внутренняя программа, в которую я также вношу и описываю каждый музейный предмет. Это в дальнейшем облегчает его поиск по номерам и коллекциям, не затрагивая бумажных книг.
Таким образом я прохожу 10 этапов приёма предметов в основной фонд.

Без золота и серебра

– Есть ли в Костинском музее ограничения по хранению?
– Да, есть. Например, мы не можем хранить оружие, награды, ювелирные изделия. И даже не можем их экспонировать.
Предметы из драгоценных камней и металлов, включая монеты, наш музей также не может хранить, потому что у нас нет соответствующих степеней защиты.

– Где вы получали знания по своей работе?
– Я работаю в музее с 2003 года. А с фондами – с 2006. Тогда ездила в Екатеринбург на соответствующую учёбу, где нам показывали фондохранилище областного музея, рассказывая, как необходимо хранить предметы. Объясняли как правильно вести документацию, каков порядок приёма. Далее подобные курсы были ещё несколько раз. А сейчас для нас, фондовиков, периодически проводят вебинары.

– Научно-вспомогательный фонд вы фиксируете так же, как основной?
– Нет, с ним попроще. Все предметы заносятся только в специальную книгу. Хотя на них также пишутся заявления, карточки обоснования, акты временного хранения. Но внесение идёт уже во вспомогательный фонд. Пока на этом останавливаемся, не фотографируем.


– Принимаете ли в музей что-то из современных вещей?
– Да, например, технику. У нас сейчас готовится новая экспозиция, посвящённая телерадиоаппаратуре. Недавно я приняла видеомагнитофон. Ещё немножко и DVD-плееры можно будет тоже принимать в музей.


– Повлияла ли на вашу работу пандемия?
– Да, и даже в положительном смысле. Например, за этот период мне удалось больше поработать с фондами. Музей не принимал посетителей, не проводил выставки, но его основная работа не прекращалась. Например, весной, когда всё было закрыто, у нас не было приёма предметов. И я могла вплотную заняться фондами. Дело в том, что программа 1С:музей существует всего второй год, а 4,5 тысячи предметов нужно в неё внести. Поэтому я занималась именно этим. В программу заносим наименование, номер предмета по нашему учёту, место и приблизительное время его создания, технику изготовления, производителя, размеры, назначение, откуда поступил, описание и т.д. А также загружаем его чёткую фотографию. К настоящему времени я внесла таким образом уже 4229 предметов. А мне до конца года нужно вписать все.


– Как определяете производителя?
– В основном, с помощью интернета. На посуде, часах, как правило, есть клеймо. По нему в базах данных можно найти компанию-изготовителя. Пока не было интернета, в помощь хранителям существовали всевозможные справочники. А если невозможно установить изготовителя, то пишем страну, исходя из даты производства, например, для денежных купюр – Советский Союз или Российская империя.


– Что ещё входит в работу хранителя?
– Подготовка к выставкам. У нас в музее регулярно проходят различные выставки. Например, для традиционной зимней выставки картин художника Мельникова мне нужно подобрать из фондов его картины соответствующей тематики. Они у меня находятся в фондохранилище, все подписаны. Я их достаю, обязательно отмечая в книге выдачи предметов на выставку.
Или, например, экскурсоводы проводят какие-то мероприятия, занятия с детьми, и для этого им нужны предметы. Они делают запрос – правда, пока в устной форме – даже на однодневное мероприятие. Я ищу в фондах, выдаю, фиксирую – для такой-то выставки выдан такой-то предмет… Поэтому я знаю, где какой предмет лежит, где висит, в каком он состоянии.

Вот такая у хранителей работа – держать каждый предмет на строгом учёте, в целости и сохранности. Поэтому, если вы вдруг задумали передать в дар оставшиеся от бабушки настенные часы или домотканое полотенце, отправляясь в музей, захватите с собою паспорт. И подарив, через некоторое время увидите вашу бывшую семейную реликвию на сайте goskatalog.ru, где она займёт отведённое ей место в перечне предметов музейных коллекций того учреждения культуры, в которое вы её передали.


Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора

P.S. Костинский музей на конкурсной основе получил субсидию из областного бюджета «на информатизацию муниципальных музеев, в том числе приобретение компьютерного оборудования и лицензионного программного обеспечения», благодаря чему теперь может заносить музейные фонды в госкаталог и программу 1С:музей.