Александр Нелидин: “В цирке вся моя жизнь”!


Александр и Вероника Нелидины: они по-прежнему вместе
Александр и Вероника Нелидины: они по-прежнему вместе

Я назвала его человеком-легендой. Он же в ответ покачал головой, ну это, мол, слишком. Хорошо, тогда суперстар городского значения. И не надо спорить. Всё так и есть. Та же осанка, та же улыбка. Только волосы цвета серебра да складочки у глаз. А в остальном это снова он – Александр Нелидин, человек с невероятной харизмой и настоящий патриот циркового искусства.
Двенадцатилетним мальчишкой пришел он в цирк “Романтики” и с тех пор в цирковом искусстве более 40 лет. И как результат его преданности, опыта и мастерства — многочисленные дипломы и звания лауреата. Александр Нелидин — лауреат всех Всероссийских и Всесоюзных фестивалей и конкурсов самодеятельного циркового искусства, лауреат Международного конкурса артистов цирка в городе Риге, обладатель знака ВЦСПС за высокие достижения.

— Александр, в последнее время мы о тебе совсем ничего не слышали, где ты сейчас?
— В селе Останино…
— Почему в Останино, а не в городском Дворце культуры?
— Семь лет назад после многолетней гастрольной работы в профессиональном цирковом коллективе я вернулся в родной город. Но работы в цирке “Романтики” мне не нашлось, места руководителей заняты. А директор Останинского Дома культуры Лидия Петровна Останина давно хотела организовать цирковой кружок для сельских ребятишек. Она пригласила меня. Мы встретились и обсудили все условия, которые меня устроили. Я начал работать. Как всегда вместе со мной стала ездить и моя жена Вероника, на добровольных началах.
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что занимаются дети твоим любимым видом творчества…
— Да, это эквилибр. Моя коронка. Кстати, впервые за эти два года мои дети участвовали в праздничном концерте, посвященном женскому дню.
— Как вас встретили зрители?
— Восторженно! С овациями. Ведь зрители – это и родители, и учителя, которые очень хорошо знают детей и с нетерпением ждали их выступления. Здесь надо отметить, что цирковое искусство оттачивается годами, умение и мастерство приходит со временем, благодаря упорному труду. Поэтому некоторые участники, не выдержав нагрузок, прекратили занятия. Но когда увидели первое выступление своих товарищей, решили вернуться в коллектив.
— Годы, проведенные в профессиональных цирках, что они тебе принесли? Где ты был, где гастролировал?
— Проще сказать, где я не был. Это вся страна – от Калининграда до Сахалина. Я работал с Ленинградским цирком на сцене, с Казахским цирком пять лет, с Красноярским — шесть лет. Это были как государственные, так и коммерческие организации. Но больших денег я не заработал. Зарплаты в цирке небольшие. Больше выручали на продаже игрушек и сувениров, чем от работы… Но самая большая проблема – это гастрольная жизнь в одиночку. Поэтому, поездив некоторое время один без Вероники, я решил: всё, хватит. Вы ведь знаете, что в цирковом искусстве работают и выживают в основном или семейные пары, или династии.
— Говорят, в цирке рано людей выводят на пенсию, 15 лет акробатом проработал — и ты пенсионер.
— Да, это так. В общей сложности я проработал в профессиональном цирке 17 лет, четыре года в коммерческом коллективе вообще в стаж не вошли. Но я не чувствую себя пенсионером. И мне еще до настоящей пенсии ого-го сколько! А во-вторых, я бы никогда не пошел работать руководителем, если б сам не был в отличной физической форме. Ну, какой ты руководитель цирка, если не можешь сам все показать ребёнку? Я никогда не устану от работы. В цирке вся моя жизнь!
— Вернемся к теме преемственности в художественном творчестве. Недавно мне пришлось побывать на спектакле “Театрона”, видела среди театральной труппы вашу дочь Алёну. Причем в этой постановке участвовал ещё и ваш внук Никита. Получается, что вы основали династию участников клубной самодеятельности?
— В одном спектакле я тоже участвовал…
— Точно, и этот спектакль “Поминальная молитва” я видела!
— Кстати, в этот день на сцену вышли представители трёх поколений Нелидиных: я, дочь и внук. Когда Татьяна Петровна Пятыгина, режиссер театра, предложила мне такой срочный ввод в спектакль, я, не раздумывая, пришел на репетицию. По большому счету, сцена Дворца культуры – это очень родное и знакомое мне место. Я на ней вырос, выступал. Девять лет работал руководителем цирка “Романтики” — А дочка ведь тоже начала в самодеятельности участвовать с малых лет?
— Да, она ещё мне ассистировала, когда мы ездили в Ленинград на Международный фестиваль “Мир – одна семья”. Привезли звание лауреатов в оригинальном жанре.
— Творческая судьба артиста порой так непредсказуема. Ты работал в профессиональных цирках, проехал всю страну вдоль и поперёк. А теперь обучаешь цирковому искусству маленьких сельских ребятишек. С точки зрения профессионала и руководителя, как ты оцениваешь состояние циркового искусства сегодня?
— Больно осознавать, что у сегодняшнего самодеятельного циркового искусства такой низкий уровень. Если коротко, то цирк обмельчал. Если сравнивать цирк “Романтики” под управлением Василевского и сегодняшний коллектив “Романтиков”, то сравнение не в пользу современного. Вероятно, это общая тенденция. Под развитием любого творческого коллектива должна лежать хорошая материальная база. Взять, к примеру, цирковой реквизит – это очень дорогостоящее дело. Работая в сельской самодеятельности, я вложил немало личных средств на реквизит циркового коллектива. Вероника совершенно по личной инициативе сшила детям цирковые костюмы.
Но если говорить о работе учреждения культуры в целом, то работу Останинского Дома культуры сегодня я оцениваю выше, чем городского Дворца культуры. Здесь ведется большая кружковая работа, несмотря на отсутствие комнат для этой кружковой работы. А останинские исполнители-вокалисты? Их же знают далеко за пределами… Удивительно, что даже на дискотеку в Дом культуры села Останино в субботу и воскресенье приезжают молодые люди из города. Последний раз на дискотеке танцевали 90 человек! Огромную роль в успешной деятельности учреждения культуры играет и личность руководителя. В этом смысле Лидия Петровна – уникум.
— Что бы ты пожелал своим коллегам в День работников культуры?
— Всем творческим людям – больших творческих успехов!
Я же желаю Александру Нелидину исполнения всех его желаний, в том числе и надышаться полной грудью воздухом комнаты родного цирка “Романтики”. Постоять в родных пенатах и вспомнить, как однажды, еще будучи участниками цирковой самодеятельности, выступали вместе с родным братом Алексеем с номером на арене большого цирка, и как бабушка-билетерша сказала: «Молодцы, ребята, отлично работаете, лучше некоторых профессионалов!». Какое это было незабываемое время! Время «Романтиков»…

Ольга СИМОНОВА
Фото Владимира МАКАРЧУКА