16 июля, полдень. В рамках Царских дней в Свердловской области прошло несколько крестных ходов. Первый — в Екатеринбурге от станции Шарташ до Храма-на-Крови, он повторял путь прибытия в 1918 году царской семьи на уральскую землю. После чуть более двух часов пути, шествие достигло храма Всех святых в земле Российской просиявших (Храма-на-Крови), где в нижнем храме сразу же началось вечернее Богослужение.
Ночное Богослужение памяти царской семьи в Храме-на-Крови возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион.
Людей становилось всё больше, они не могли поместиться в храмовом здании и выходили на улицу. К полуночи площадь перед храмом была буквально переполнена народом: взрослые и дети стояли с зажжёнными свечами. Специально для молящихся на улице людей установили большие телеэкраны, транслирующие Богослужение.
Служба завершилась около четырёх часов утра. И под перезвон церковных колоколов начался многотысячный и многокилометровый крестный ход в мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма.17 июля, утро. В 3.40 утра с иконами, хоругвями и пением молитв крестный ход вышел из Храма-на-Крови и повернул на центральную улицу Екатеринбурга. По пути к нему присоединялись всё новые и новые люди.
В этом году в крестном ходе участвовало очень много людей. И особенно было много подростков и молодёжи. Кроме того, шли целыми семьями, включая грудных детей. Некоторые везли малышей в колясках, другие несли их на руках. Со всех сторон в шествии слышалось пение молитв, не стихающее в течение всего многочасового пути. Здесь стоит отметить, что такое крестный ход. В нём участвуют люди разного возраста и социального положения. Многие несут в руках либо весят на грудь иконы и кресты. Вслух или про себя нараспев (как бы в такт шагу) читают Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, грешных) или молитву святому (например, святые царственные страстотерпцы молите Бога о нас).
На высоком эмоциональном подъёме быстрым шагом крестный ход шёл по улицам Екатеринбурга. С первыми проблесками рассвета он повернул на объездную трассу, а в ярких лучах восходящего солнца вышел за пределы Екатеринбурга.
Молебное шествие растянулось не на один километр. В этом году маршрут был незначительно изменён: владыка Викентий, который шёл во главе крестного хода, за станцией Шарташ повернул в лес на просёлочную грунтовую дорогу.
Первые крестноходцы под приветственный колокольный звон вступили на территорию монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев примерно в 7.40. Те, кто шёл в самом конце шествия, достигли монастырских врат только в девять часов утра.
У главной монастырской святыни – Поклонного креста – был отслужен молебен, после чего в храме Царственных Страстотерпцев началась праздничная литургия.
После окончания Богослужения некоторые паломники отправились в Алапаевск, так как на следующий день, 18 июля, православная Церковь совершает память святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары.
По оценкам телеканалов «НТВ» и «5 канал», в этом году участниками крестного хода на Ганину яму стали около 50 тысяч человек.
17 июля, вечер. По городу Алапаевску потянулись автобусы с гостями и паломниками, прибывшими из разных уголков России на главный городской православный праздник – день памяти наших небесных покровительниц святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
Вечерние Богослужения проходили в Свято-Екатерининском храме и в монастыре Новомучеников Российских. Надо ли говорить о том, что в этот вечер оба храма были переполнены – так много людей пришло помолиться.
Желающие остаться на Межной до утра поставили на территории монастыря палатки.
Не менее популярными местами посещения были и Тимофеевский родник, расположенный на горе Ялуниха, и мемориальная комната святой Елисаветы, находящаяся в здании Напольной школы.

18 июля, утро. События выбились из ранее намеченного плана: в Свято-Троицком соборе не было вечерней службы. И по завершении ночного Богослужения в соборе не служили молебен с акафистом, как это планировали ранее. Поэтому всё закончилось раньше, следовательно, и крестный ход в монастырь Новомучеников Российских, который должен был выйти из собора только в пять утра, отправился на час раньше. Тем, кто подходил к Свято-Троицкому храму в положенное время, пришлось догонять.
Ближе к восьми часам утра шествие в несколько сотен человек, возглавляемое священством с иконами и хоругвями, вступило на территорию мужского монастыря. У поклонного креста, установленного около шахты, начался молебен с акафистом святым Елисавете и Варваре. В монастырском храме к этому времени заканчивалась ранняя литургия. А на Межную продолжали приезжать автобусы, машины и «газели» с вновь прибывшими паломниками.
В девять часов утра округа огласилась радостным колокольным перезвоном. Так встречали правящего архиерея Екатеринбургской епархии владыку Викентия, который прибыл на престольный праздник монастыря в сопровождении духовенства и почётных гостей.
Праздничная архиерейская литургия проходила в часовне у шахты. В этот день здесь пели два хора: взрослый из Екатеринбурга и детский из Санкт-Петербурга. Слева от часовни для глухонемых был организован сурдоперевод Богослужения.
Около поклонного креста установили ковчежец с частицами мощей св. преподобномучениц Елисаветы и Варвары, св. преподобноисповедника Митрофана (в схиме Сергия) Сребрянского, к которым нескончаемо шёл народ.
В этот день здесь можно было увидеть прибывших из Алапаевска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Афона (Греция), Перми, Сарова, Тюмени, Казани, Нижних Серёг, Минска, Саратова и др.
Среди почётных гостей были вдова племянника Николая II Тихона Николаевича Ольга Николаевна Куликовская-Романова и Галина Владимировна Пугачева.
После литургии владыка Викентий обратился к присутствующим с небольшой речью, в которой он особо подчеркнул, что дела милосердия святой Елисаветы являются для всех нас примером отношения к ближнему. Он пожелал каждому участнику этого духовного праздника, который владыка образно назвал второй Пасхой, вдохновиться примером милосердия и научиться в своей жизни применять те простые истины служения ближнему, какие пронесла через всю жизнь Великая княгиня.

18 июля, день. На Соборной площади Алапаевска состоялась концертная программа «Матушка Русь», участниками которой стали художественные коллективы города. После приветствия, адресованного гостям и паломникам председателем городской Думы Г. Канахиной, выступил духовой оркестр Алапаевской ДШИ им. П.И. Чайковского (руководитель С. Стяжкин). Затем прозвучали выступления хорового коллектива воскресной школы монастыря Новомучеников Российских, Эльвиры Балакиной, Софьи Мишариной и других. К сожалению, на этот раз не было выступлений коллективов из других городов России и фестиваля колокольной музыки.
Стоит отметить, что на Соборной площади гостей и паломников собралось значительно меньше, чем на Межной. Наверное, потому, что главное в православии – это молитва, и соответственно главная часть православного праздника – это Богослужение. Поэтому большинство устремилось в этот день на святые места.
18 июля, Вечер. Не прошло и десяти минут, как мемориальную комнату Великой княгини Елизаветы Фёдоровны покинула группа педагогов из Москвы, а в коридоре опять послышались шаги, разговоры и задорный детский смех. Сначала в дверях показалась хорошенькая маленькая девочка в льняном платьице и соломенной шляпке. Робко посмотрела по сторонам и скрылась.
— Проходите, пожалуйста, — пригласила заведующая отделом Свято-Елизаветинской мемориальной комнаты-музея Татьяна Васильевна Заворотищева.
— У вас здесь разуваются? — спросил вошедший мужчина, увидев на полу ковёр. Темноволосый, бородатый, в мундире и с ребёнком на руках, он был похож на императора Николая II.
— Если хотите, снимите обувь. Первую ночь по приезде в Алапаевск великие князья спали в этой комнате на полу, — ответила Татьяна Васильевна.
Мужчина, женщина и дети вошли в комнату.
— Это всё ваши дети? — вступила я в разговор.
— Да, — ответил мужчина.
— Откуда вы к нам приехали?
— Из пригорода Санкт-Петербурга.
Андрей и Фотиния (так зовут мужчину и женщину) являются преподавателями кадетской школы имени цесаревича Алексея Николаевича. В школе введена специальная форма для учащихся и преподавателей. Поэтому все присутствующие мальчики во главе с папой одеты в кадетские мундиры. Только маленький Алёша — в матроске. Он ещё не школьник. И мундир ему не положен. Обе девочки, как и мама, в платьях и шляпках.
Глядя на них, понимаешь, что форма является атрибутом не столько торжественности, сколько упорядоченности. И невольно проникаешься уважением к этим людям.
В этой семье семеро детей. Старшему – 14 лет, младшему – 8 месяцев. Несмотря на все трудности долгого автомобильного пути (на дорогу до Екатеринбурга вместе со всеми заездами и остановками у них ушло десять дней), они всей семьёй приехали в Свердловскую область на фестиваль «Царские дни».
— Андрей, вы первый раз в Алапаевске? — расспрашиваю главу семейства.
— Нет, второй. Первый раз мы приезжали сюда два года назад.
— Какой девиз у вашей кадетской школы?
— Наш девиз: «За веру, царя и Отечество». Мы воспитываем не только защитников Родины, но и, безусловно, православно верующих людей. Без веры нет того, что мы называем патриотизмом… Но учиться в школе должны дети из верующих семей.
— Без веры нет веры?
— Без родительского примера, без домашней молитвы, без православного окружения трудно воспитать православного человека. Основа всего – это семья. Дом – место, где любят и ждут. И ничто не объединяет семью так, как совместная молитва, православная вера. Учёба в нашей кадетской школе является для детей продолжением той жизни, которая берёт своё начало дома, в кругу семьи… У вас в Екатеринбурге есть православная кадетская школа?
— Затрудняюсь сказать.
— А в Алапаевске?
— Нет.
— А что мешает создать?
— Наверное, в нашем городе нет таких людей, кто бы создал подобную школу.
— Я слышал, что такие люди есть, просто им не хватает инициативы. Нужно попробовать. И всё получится…
Все вместе прочитали акафист святой преподобномученице Елисавете. Потом семья собралась и уехала так же неожиданно, как и появилась.
А к Напольной школе подходила следующая группа паломников.

Подготовила Анна ОЩЕПКОВА, фото автора